Общество РЖД, коза и Костомукша в придачу

Александр Фукс
№24 (942) 11.06.2014

Собирался в мае в Костомукшу. В суде посидеть, пару интервью взять – в общем, дел немного, одним днем вполне можно обернуться. Удобнее всего приехать туда было утром и уехать вечером. Но мои удобства, похоже, никого не интересовали. Да и ваши тоже.

Вернее, если костомукшские дела приходились на вторник, то, считайте, вам повезло. В понедельник вечером из Петрозаводска уходил поезд, утром он прибывал в Костомукшу, и вечером на нем же можно было уехать обратно. Но если ваши дела намечались на понедельник, среду, четверг или пятницу, то, пардоньте, это уже были ваши проблемы. Поезд ходил только три раза в неделю, и в двух случаях он прибывал под вечер. В совершенно бессмысленное время. То есть если вам нужно было попасть на какое-нибудь мероприятие в четверг, выехать вы должны были в понедельник, ибо во вторник поезда не было, а тот, что в среду, был, но непонятно зачем. Оно, конечно, имеются еще автобусы. Но, во-первых, прыгать 500 километров на протяжении девяти часов – это немножечко издевательство над собой, а во-вторых, первый автобус приходит в город окатышей в 5 утра, а второй – в 8 вечера. Тоже феноменально удобное расписание. В общем, назовите мне тех западных агентов, которые это придумали!

С июня, слава богу, расписание поменяли. Теперь все поезда прибывают утром. По сравнению с тем, что было, буквально благодатная благодать. Как в анекдоте про козу. Помните? Когда человеку было тесно в его квартире, и мудрец посоветовал ему завести козу. После этого жизнь превратилась в сущий ад. Зато когда козу убрали, квартира стала казаться удобной и просторной. Но ведь, по сути, она осталась такой же тесной и убогой. Я к тому, что поездов по-прежнему осталось три в неделю. И если заботы должны связать вас с Костомукшей в понедельник и вы не хотите трястись в автобусе по карельским дорогам, то выехать вам придется еще в пятницу. А если кто-то просто хочет навестить костомукшскую бабушку на выходных? Или у костомукшан появились дела в столице в непаровозный день? Согласитесь, три поезда в неделю – это как-то не очень симпатично.

Такое жидкое количество поездов объясняют тем, что каждый день пускать состав до Костомукши нерентабельно. Городок небольшой, пассажиров мало – гонять ради пары-тройки сотен человек целый поезд невыгодно. РЖД – организация, умеющая считать деньги, и работать себе в убыток она не хочет. Она лучше поднимет стоимость купе от Петрозаводска до Москвы до пяти тысяч. Потом опустит до трех, но затем опять повысит до пяти. Это рентабельно. На этом направлении РЖД получает выгоду. Но если вы надеетесь, что часть этой выгоды компания могла бы пустить на поддержку нерентабельного направления до Костомукши, вы ошибаетесь. Ведь РЖД хочет оплачивать аниматоров, развлекающих их молодых руководителей в Турции. А еще выпускать глянцевый журнал, который практически никто не читает. Ну и понятно, нужно же содержать футбольный клуб «Локомотив» (Москва). А еще хоккейный «Локомотив» (Ярославль), волейбольный «Локомотив» (Новосибирск) и баскетбольный «Локомотив» (Краснодар). Бюджет спонсируемого РЖД футбольного «Локомотива» составляет без малого 5 миллиардов рублей в год. Ну до Костомукши ли тут?

На днях ехал мурманским поездом в Москву. Окно в купе было открыто. Это было не такое окно, которое пассажиры оттягивают вниз посредством своего веса и силы воли, а такое, которое проводник открывает ключом. В вагоне не было кондиционера, и проводница распахнула окна, чтобы люди не задохнулись. Но, с другой стороны, ехать ночью на верхней полке против ветра было тоже не радостно. Чревато отитом, синуситом и прочим ухогорлоносом. Наутро я слышал, как проводница кляла тот день, когда ее «посадили за баранку этого драндулета». В вагоне не фурычил не только кондиционер, но и титан, в ее купе не было холодильника, а розетки были рассчитаны на 54 вольта. То есть фактически не работали. И все это – за три тысячи рублей. Плацкарт стоил дешевле, но там во время дождя пассажиров попросту залило. По словам проводницы, эти вагоны были собраны в 1981 году.

И еще я никак не могу понять, зачем на нашу голову свалилась «Ласточка»? Зачем было менять поезд, в котором туалеты были в каждом вагоне, на «Ласточку», в которой два туалета на состав? Те же пять часов в пути, неоткидывающиеся сиденья и два туалета на всех. В общем, мне кажется, они нас любят. Я имею в виду РЖД. Ну, по крайней мере, недолюбливают.