Политика Светлана Логинова:

Губерния
№24 (942) 11.06.2014

27 мая 2014 года вступили в силу изменения в Закон «Об основных принципах организации местного самоуправления».

Фактически Федеральный закон «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) уточняют ряд общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации. Это новый этап муниципального строительства. Предыдущий этап, от которого нас отделяет 10 лет, связан с принятием Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тогда была сформирована единая модель организации местного самоуправления с одинаковой схемой формирования местной власти по всей стране, с одинаковыми полномочиями всех муниципальных образований. При этом возможность субъекта Российской Федерации регулировать муниципальные вопросы была очень ограничена.

5 лет назад Федеральный закон №131 вступил в силу и начал применяться в полном объеме на всей территории страны. И сейчас ситуация в корне поменялась.

Федеральный закон уходит от шаблонов. Во-первых, это касается вопроса муниципальной структуры. В итоге сохранены все виды организации местной власти – прямые выборы депутатов района, все варианты избрания глав и исполнение ими полномочий. Согласно данному закону двухуровневую модель организации местного самоуправления предлагается распространить на крупные городские округа. Для этого вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район (помимо пяти существующих – городские, сельские поселения, городские округа, муниципальные районы, внутригородские муниципальные образования городов федерального значения). Но преобразование обычных городских округов в городские округа с внутригородским делением будет осуществляться только законом Республики Карелия и только тогда, когда для этого возникнет объективная необходимость.

Во-вторых – полномочия. Всем известна справедливая критика, что полномочий много, а денег мало. В связи с этим законом разделены полномочия городских и сельских поселений. Для сельских поселений упор сделан на досуг, культуру, массовый спорт, благоустройство, поддержку сельского хозяйства и малых предприятий, работу с детьми и молодежью.

Очень важно, что эти 13 вопросов местного значения вместо 44 – это минимальный перечень, который должен реально работать. А для сильных сельских поселений дополнительные вопросы могут быть установлены законом Республики Карелия. Законодательство дает такой механизм решения.

Одновременно республика получила возможность в целом более широко регулировать региональные и местные полномочия. При этом федеральным законом вводится «несгораемый» перечень. Нельзя забирать полномочия муниципалитетов, установленные Конституцией, находящиеся в исключительной компетенции представительного органа.

Надо отметить, что институт перераспределения полномочий совершенно новый для нас. И всем предстоит научиться правильно его применять.

Вопрос полномочий потребует пристального внимания. Это должны быть финансы и экономика.

Важно обеспечить баланс полномочий и доходов как для муниципалитетов, так и для Республики Карелия.

В настоящее время в муниципалитетах, в правительстве республики формируются рабочие группы по вопросам корректировки полномочий, вопросам местного значения и финансовому обеспечению муниципальных бюджетов. Это должен быть коллективный труд, который ляжет в основу законодательства республики. Только совместными усилиями мы можем добиться результата, в одиночку трудно что-либо решить.

Светлана Логинова, депутат ЗС РК, заместитель председателя ЗС РК, заместитель председателя Комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики, член Комитета по природным ресурсам и экологии, член фракции КПРФ