Политика Лариса Степанова:

Ольга Градова
№24 (942) 11.06.2014

Депутат Законодательного Собрания Карелии Лариса Степанова (фракция КПРФ) уже не первый год борется за принятие закона, утверждающего статус «Дети войны», а также принятие на уровне государства программы по их социальной поддержке.

– Лариса Николаевна, какие шаги были предприняты в этом направлении?

– Год назад я была инициатором обращения в Москву о необходимости принятия Федерального закона «О детях войны». Тогда, к сожалению, этот важный и нужный старшему поколению закон так и не был принят. В ноябре прошлого года Государственной Думой были отклонены сразу 11 законопроектов о социальной поддержке «детей войны».

– Что представляли собой эти законопроекты?

– Три законопроекта определяли только статус «Дети войны». Еще три – предлагали «детьми войны» считать детей, которые потеряли родителей или одного родителя во время военных действий. В трех законопроектах предлагалось установить фиксированную доплату к пенсии. Было предложение приравнять «детей войны» к ветеранам войны.

– Как вам кажется, по какой причине эти законопроекты были отклонены?

– Причина типичная – отсутствие в бюджете денег на их реализацию. Регионам было сказано принимать законы «О детях войны» на местном уровне, и в ряде субъектов Российской Федерации такие законы были приняты. И сегодня «дети войны», проживающие на территории этих субъектов, получают весь комплекс выплат и льгот. Меры социальной поддержки включают в себя ежемесячные денежные выплаты, 50% денежную компенсацию на оплату услуг ЖКХ, лекарств, медицинского обслуживания, проезда в общественном транспорте, бесплатную доставку дров живущим в сельской местности, выплаты денежных пособий ко Дню Победы. Но надо понимать, что перечисленные выплаты и льготы есть только в тех субъектах, где помимо желания была еще и финансовая возможность принятия регионального закона «О детях войны». Карелии с ее дефицитным бюджетом подобный закон не потянуть. У нас не проходят даже законы, на реализацию которых требуется несколько десятков тысяч рублей. Взять хотя бы принятие закона «О внесении изменений в ст. 2 ЗРК «О ежемесячной доплате к пенсиям гражданам, проходившим военную службу, по призыву в Афганистане и (или) Чеченской Республике и ставшим инвалидами вследствие военной травмы». Моя инициатива касалась только того, чтобы эти доплаты были проиндексированы. Речь шла менее чем о 80 тысячах рублей. И тем не менее на то, чтобы добиться принятия этого закона, у меня ушел год. С «детьми войны», конечно, сложнее. Но делать что-то все равно нужно.

– Если мне не изменяет память, какой-то законопроект «О детях войны» уже выносился на рассмотрение в Законодательное Собрание Карелии.

– Все верно. Была попытка принять хотя бы полумерный закон, направленный на очень узкую категорию «детей войны», на тех, кто не получает вообще никаких льгот. Но даже этот закон принят не был.

И сейчас получается очень несправедливая ситуация. Невзгоды были для всех одинаковые, а благодарность страны – разная, зависящая от финансового состояния региона. Это, конечно, не по-человечески. Ко мне приходили две сестры, одна из которых живет в Карелии, а другая – в субъекте РФ, где есть закон «О детях войны». Они вместе прошли войну. При этом старшей сестре, которая в тяжелые военные годы была вынуждена присматривать за младшей, досталось даже больше, но младшая получает доплаты к пенсии, а старшая – нет. Ну нельзя их разделять. Это неправильно. Я считаю, что все «дети войны» должны иметь равную социальную поддержку со стороны государства на всей его территории. Поэтому в апреле я выступила инициатором очередного обращения в Государственную Думу России от Законодательного Собрания Карелии о необходимости рассмотрения вопроса об определении статуса «Дети войны» и установления мер социальной поддержки этой категории граждан на федеральном уровне. Сделать это необходимо с учетом значимости вопроса в рамках подготовки празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. И на сегодняшний день нас уже поддержали Ставропольский край и Ярославская область.

В качестве первоочередной меры надо хотя бы проработать вопрос о ежегодной денежной выплате, равной величине прожиточного минимума пенсионера. Это можно было бы сделать ко Дню Победы для всех «детей войны» в России. У нас не осталось времени ждать. Самому младшему «ребенку войны» сейчас 70 лет. С каждый годом их становится все меньше и меньше.

– Я знаю, что вы постоянно ведете работу со своими избирателями. Какие еще значимые просьбы поступали к вам в последнее время?

– Сейчас очень актуальный вопрос – схема движения маршрутных такси и троллейбусов в городе Петрозаводске. Я обращалась по вопросу пересмотра указанной схемы в администрацию города, когда главой Петрозаводского городского округа был Николай Левин. И в августе прошлого года в этом направлении что-то попытались сделать, но потом эта тема затихла. Сейчас я обратилась с той же просьбой к Галине Игоревне Ширшиной. И недавно на мой запрос пришел ответ, что схему планируют пересмотреть.

Обратилась я к главе города и с просьбой (которую также озвучивают мои избиратели) оборудовать пешеходный переход на улице Пушкинской, около водно-спортивного центра «Акватика». В этом месте постоянно все переходят дорогу. И не удивительно. Ведь если спускаться к озеру по улице Титова, на противоположной стороне находится оборудованная лестница, ведущая к набережной. Зачем она нужна, если к ней нельзя безопасно подойти? При переходе улицы в указанном месте уже неоднократно случались ДТП, год назад здесь сбили ребенка. К сожалению, бывший глава города мое обращение по данному поводу проигнорировал. Надеюсь, действующая администрация не оставит этот вопрос без внимания. Так же как не оставит без внимания и состояние нерегулируемых пешеходных переходов. Их просто необходимо привести в порядок и нанести разметку.