Политика Дорожный фонд: делить по-братски или по справедливости?

Губерния
№25 (943) 18.06.2014

Наша страна постепенно переходит к программно-целевой структуре бюджета. Такой подход имеет свои резоны. Осмысливаются и систематизируются задачи, стоящие перед обществом, ставятся цели, которых нужно достичь, прописываются конкретные шаги, рассчитываются финансы. Каждая программа – это «кирпичик» в здание нашего общего дома. Но чтобы дом был крепким, кирпичики должны быть прочно соединены между собой. Различные стороны жизни общества связаны друг с другом множеством нитей, порой весьма причудливо, что необходимо учитывать при применении программного бюджетирования.

Вот простой пример. Изменения в системе здравоохранения Карелии за последние годы привели к организации сосудистых и межмуниципальных центров, что значительно увеличило число транспортировок больных, порой в тяжелом состоянии, на значительные расстояния. Однако никто не озаботился состоянием дорог, включенных Министерством здравоохранения в схему маршрутизации больных. Дороги и больные люди, по которым их перевозят, живут отдельной жизнью, независимо друг от друга. Государство вкладывает миллионы рублей в приобретение санитарного транспорта, а потом эти машины быстро «умирают» на разбитых дорогах. Но и это не самое страшное, весь вопрос в том, как больные люди переносят длительную и далеко не щадящую транспортировку, ведь это может значительно ухудшить исход заболевания.

Не лучшим образом обстоит дело и с дорогами, по которым ходят школьные автобусы, при том что после «оптимизации» системы образования количество перевозимых школьников значительно выросло. А это, кроме всего прочего, создает прямую угрозу жизни и здоровью детей.

К сожалению, Дорожный фонд Республики Карелия не настолько велик, чтобы привести все дорожное хозяйство в надлежащее состояние. В этой ситуации понятно стремление руководителей муниципалитетов получить как можно больше средств на ремонт и содержание дорог.

Вот и администрация Петрозаводского городского округа предлагает 50% средств Дорожного фонда республики направить на ремонт городских магистралей, ссылаясь на количество зарегистрированных в городе автомобилей и необходимость создания положительного образа «столицы региона».

Нет сомнений в том, что дороги Петрозаводска надо приводить в нормальное состояние, но опять у нас за внешним антуражем теряются люди и их конкретные проблемы. Россия всегда была сильна провинцией, и создание лакированных столиц при заброшенных районах – не совсем правильный путь. О каком развитии экономики районов можно говорить при отсутствии нормальной инфраструктуры, в том числе дорожной сети?

Считаю, что ремонтироваться в первую очередь должны те дороги, по которым перевозят больных и школьников. Кроме того, жители районов Карелии имеют такое же право передвигаться по хорошим дорогам, развивать экономику, как и жители Петрозаводска. И не стоит проблему ремонта дорог решать методом «перетягивания одеяла на себя».

Этот вопрос будет решаться с участием депутатов Законодательного Собрания. Понятно, что каждый депутат в первую очередь учитывает интересы жителей своего округа. Но статус депутата Законодательного Собрания, кроме лоббирования интересов своих избирателей, предполагает наличие государственного мышления. Ведь нравственное здоровье общества определяется, в первую очередь, тем, как это общество относится к детям, больным и социально незащищенным людям.

Неймеровец А.И., депутат ЗС РК (Депутатское объединение «Гражданская позиция»)