Общество С выходом из-за печки

Александр Фукс
№25 (943) 18.06.2014

Время полетело. Последние лет 15 оно просто несется с какой-то несусветной скоростью. Понимаете, я же помню чемпионат мира 1974 года. Мне тогда было восемь лет, но от футбола меня уже тогда было не оторвать. Болел я в тот год за поляков. Ведь они были социалистической страной, а в те прекрасные времена любой ребенок знал, что все добро вселенной заключается в нас и наших братьях по лагерю. Опять же, тогда очень популярным было польское кино «Четыре танкиста и собака» – про трех польских танкистов, грузина Георгия и овчарку Шарика. Самого носатого танкиста играл человек со смешным именем Франтишек Печка. Так что поляки были мне практически родными людьми.

Из того чемпионата я запомнил немного. Ничью бразильцев со шведами, поражение ФРГ от ГДР и финал, где западные немцы обыграли голландцев. А затем прошла вечность до следующего чемпионата. За эти длиннющие четыре года я узнал, что голландцы в 1974-м, оказывается, подарили миру уникальный тотальный футбол, что за них играл гениальный Йохан Круифф и что их поражение от немцев было страшно несправедливым. Третий класс сменился четвертым, четвертый пятым, пятый шестым, и каждый год был длиной в эпоху. В общем, я хочу сказать, что расстояние между чемпионатами 74-го и 78 годов было огромным.

В 1978-м я понял, что я влюблен в бразильский футбол. В самый красивый, мягкий и изящный футбол на свете. Я болел за бразильцев. За Зико и за Ревелино, но проклятая сборная Перу как-то подло пропустила 6 мячей от аргентинцев, и из-за этого в финал вышла Аргентина, а не Бразилия. Там она играла с теми самыми голландцами, которых за 4 года до этого обидели немцы. Мне захотелось справедливости. Захотелось, чтобы на этот раз победили голландцы. Но они опять проиграли. Длинноволосый Марио Кемпес похоронил мои надежды. И с тех пор я болею не только за бразильцев и за голландцев. Тем более что голландцы тоже играют очень даже замечательно.

А дальше снова прошла вечность, и настал самый лучший чемпионат мира на свете. Чемпионат 1982 года в Испании. Чемпионат, на котором играла самая восхитительная Бразилия из всех, какие я видел. Сократес, Зико, Эдер, Фалькао – это были потрясающие люди, и они показывали потрясающее зрелище. А еще на том чемпионате были Рошто, Тигана, Жирес и Платини – четыре французских мушкетера и сборная Франции, игравшая почти так же красиво, как бразильцы. В итоге Франция в трагической битве сломалась о немецкую стену, а бразильцы ухитрились уступить, казалось бы, совсем невзрачным итальянцам. Причем, скорее, даже одному итальянцу – маленькому, только что вышедшему из тюрьмы Паоло Росси. Он и стал в итоге лучшим бомбардиром турнира, а его Италия – чемпионом. А еще тогда откуда-то с неба появился Марадона. В общем, удивительный был чемпионат.

В 1986-м я уже был студентом, за плечами лежала долгая жизнь. Тот турнир запомнился великолепной сборной СССР, состоявшей почти полностью из игроков киевского «Динамо», и нашим нелепым поражением от бельгийцев. А еще чемпионат запомнился двумя голами Марадоны, которые он забил англичанам. Один – самый скандальный, а второй – самый красивый за всю историю чемпионатов. Первый он забил рукой так, что судья этого не заметил, а забивая второй, в одиночку обвел всю английскую сборную. Интересно, что еще через два года Голландия с Гуллитом, Ван Бастеном и Рикардом выиграла чемпионат Европы. И я тогда еще удивлялся, что их тренировал тот же тренер, что и в 1974-м. Ну потому что ведь столько лет прошло. Я ведь тогда был еще ребенком, а теперь уже заканчивал университет. Почитай, целая жизнь пролетела, а тренер Ринус Михелс был еще жив и не разучился тренировать. Странно. Тогда казалось, что 14 лет – это целая жизнь. А теперь…

А теперь 14 лет – это совсем недавно. Ну вот буквально только что. Четырнадцать лет назад я уже вернулся из эмиграции и уже работал в «Губернiи». Даже уже начал вести еженедельную колонку. И Путин уже был. И Кержаков уже играл. В общем, с той поры ничего существенно не изменилось. Как-то незаметно промелькнули три чемпионата мира и начался четвертый. Как всегда, долгожданный и абсолютно выбивающий из привычного ритма жизни. Сейчас самое начало и говорить о чем-то рано. Фавориты – как обычно, бразильцы с немцами. Они всегда фавориты. Тем более что бразильцы играют дома, а у немцев, как обычно, не команда, а танк. Испанцы за шесть лет своей тотальной гегемонии постарели и, кажется, подустали, но сбрасывать их со счетов, несмотря на убойное поражение от голландцев, все-таки нельзя. Кроме этих троих, шансы еще имеются у самих голландцев, а также у итальянцев и аргентинцев. Итальянцы умеют даже из пустоты выжимать пользу, а у аргентинцев есть Месси. Вот, в общем, и все.

Ну а наши, скорее всего, просто выйдут из группы. Выиграют у Кореи и Алжира, но вряд ли выиграют у бельгийцев. Уж больно у тех выросло мощное поколение игроков. Хотя, с другой стороны, у нас мощный тренер. Если мы займем второе место в группе, то дальше напоремся на немцев и на этом чемпионат для нас закончится. Если же мы опередим Бельгию, то вполне можем дойти до четвертьфинала. Но вряд ли дальше.