Политика Александр Степанов:

Губерния
№28 (946) 09.07.2014

Александр Степанов – автор законопроекта, устанавливающего прямые выборы на всех уровнях местного самоуправления и ликвидирующего дву-

главую систему районной власти, еще накануне заседания профильного комитета, отвечая на обвинения оппонентов о «заказном» характере своей законодательной инициативы, пояснил:

– Мы действительно подготовили свой проект «по указанию определенных лиц». Мы готовили свой законопроект по указанию трехсот участников митинга в Медвежьегорске, требовавших всенародных выборов мэра и отставки главы местной администрации Карпенко. Мы готовили свой законопроект по указке более чем полутора тысяч граждан, подписавшихся под подобным же требованием в Кеми и Лахденпохье, и представителей общественных организаций Сегежи, представляющих около двух тысяч человек, которые написали в Законодательное Собрание Карелии: «Мы убедились на примере Сегежского муниципального района, что значат «формальные» выборы главы района и назначение на должность главы районной администрации. Власть сама себя назначает отстаивать интересы жителей. Но, к большому сожалению, получается это у нее очень плохо».

Законопроект о выборности всех ветвей карельской власти, по признанию Александра Михайловича, готовился еще и с учетом мнения депутатов и глав местного самоуправления, выступивших в середине мая на заседании парламентского комитета.

– Эти люди говорили о том, что назначенные мэры более безответственны, они не отстаивают до конца интересы своей территории, когда речь идет о закрытии каких-либо учреждений или утверждении тарифов, – пояснил депутат.

Уже на комитете ЗС РК по государственному устройству Александр Степанов прокомментировал и другие претензии сторонников «назначаемости» к своему законопроекту. В частности, говоря о тратах, которые будет нести бюджет Карелии в случае введения в республике повсеместных выборов (речь идет о почти 30 миллионах рублей), Александр Михайлович напомнил, что законопроект подразумевает ликвидацию двуглавой системы, а значит, и устранение существенной части трат на ее содержание. Если выбранные главы районов будут сами возглавлять районные администрации, в Прионежском районе, например, удастся сэкономить 900 тысяч рублей в год, в Медвежьегорском – 1 миллион 278 тысяч рублей, в Сегежском – 1,5 миллиона рублей, в Костомукше – 1 миллион 800 тысяч рублей. В этом смысле прямые выборы одного главы обойдутся существенно дешевле, считает депутат. Но главное даже не это. При принятии данного законопроекта, уверен Александр Степанов, система местного самоуправления становится более эффективной и более понятной людям:

– Сейчас практически во всех районах существует уродливая, «двухголовая» система, когда есть формальный глава местного самоуправления, выбираемый из числа депутатов, выполняющий роль «английской королевы». И имеющий в своих руках реальные рычаги управления глава районной администрации – «сити-менеджер». Решающее слово при назначении последнего остается за губернаторской администрацией.

Что же касается повсеместных просьб со стороны действующих глав районов (как раз таки назначенных), депутатов районных советов и представителей «команды» губернатора не ломать сложившуюся систему, то все эти просьбы, с точки зрения Степанова, от лукавого:

– Система ведь не сложилась сама по себе. Чего тут хитрить? Нет здесь никакой самостоятельности. Эту систему районам в последние годы навязал комитет по местному самоуправлению. А мы хотим вернуть то, чего хотели многие жители, – вернуть им право выбирать.

Принципиально Александр Степанов не против предлагаемого некоторыми его коллегами референдума, который бы позволил людям самим решить, как у них будет формироваться районная власть. Однако депутат уверен, что жители Карелии уже сказали свое слово:

– Референдум у нас уже состоялся, в декабре 2011 года, когда большая половина жителей Карелии проголосовала за четыре политические партии, которые выступали за всенародные выборы, а не за назначения.

То, что губернатор отозвал законопроект, предлагающий ликвидировать даже выборность мэров городов, и внес на рассмотрение документ, согласно которому назначать предлагается только районную власть, воспринимается оппозицией как победа. Однако так и повис в воздухе вопрос, заданный Александром Степановым своим оппонентам в самом начале заседания комитета:

– Чем жители районов хуже жителей Петрозаводска? Губернаторская сторона признала, что руководителей городских округов должны избирать сами жители на прямых выборах. Но почему тогда не признать это право и за населением районов? Глава района – это ключевая фигура в жизни района. По большому счету, это хозяин района.