Политика Депутат Законодательного Собрания Карелии, член фракции «Единая Россия» Игорь Зубарев:

Губерния
№30 (948) 23.07.2014

В Карелии в сентябре завершится обсуждение порядка формирования органов местного самоуправления. В июле на сессии Законодательного Собрания РК в первом чтении была поддержана инициатива Главы Республики Карелия Александра Худилайнена, предлагающая выбирать прямым способом глав сельских поселений и городских округов, а районных руководителей – из числа местных депутатов.

Эта модель действует уже достаточно давно на территории практически всей Карелии. Реальная практика муниципального управления в последние годы демонстрирует, что вектор в развитии местного самоуправления, связанный с деполитизацией местных выборов, большей опорой на представительные органы власти, четким разграничением полномочий между уровнями местной власти, был правильным.

Карелия всегда была в авангарде развития местного самоуправления. В 1994 году в республике был принят первый среди субъектов Федерации региональный закон о местном самоуправлении – на год раньше, чем был принят закон федеральный. Практики муниципального управления в Карелии неоднократно высоко оценивались международными экспертами. Сейчас, очень своевременно, мы снова обсуждаем, как сделать эффективнее уровень власти, самый близкий к людям.

Более 10 лет назад, в 2003 году, после принятия основополагающего закона о местном самоуправлении, в Карелии, как и по всей стране, разделились уровни муниципальной власти – поселенческие и районные. Отходя от прежней российской нормы, когда самоуправление разрешалось осуществлять в административных единицах, превосходящих по площади целые европейские государства, разработчики реформы форсировали повышение демократичности местной власти и через увеличение полномочий сельских поселений приблизили ее к людям.

За эти 10 лет поселенческие органы власти встали на ноги, оформился круг их полномочий. Основная дискуссия, на мой взгляд, должна вестись не вокруг выборности органов местного самоуправления, а вокруг вопроса их финансового обеспечения. Проблемы безденежья местной власти, переизбытка ответственности, постоянного стресса муниципальных руководителей от невозможности решать острейшие задачи в хозяйстве – вот что должно в первую очередь сегодня волновать. В условиях крайней финансовой ограниченности главы районов и администраций должны организовать жизнь на вверенной территории. Работа муниципального руководителя сегодня полна ответственности и практически лишена дополнительных ресурсов. От организационных качеств, производственного, хозяйственного опыта этой группы служащих очень сильно зависит жизнь конкретных людей в районах. Глава района сегодня – специалист и по качеству мазута, и по организации тушения лесных пожаров, и по библиотечному делу, и еще по сотне тех участков в хозяйстве, за которые он несет персональную ответственность. Моя личная позиция: я не знаю, как это может быть связано с его партийной принадлежностью. Поставить на такое хозяйство человека, который красиво сфотографировался и грамотно организовал работу агитаторов предвыборной кампании, – просто небезопасно. В моем понимании, руководство районом сродни управлению крупным заводом. Директоров производственных предприятий не выбирают прямым голосованием, к такой ответственности идут через все уровни снизу вверх, проходя длинный путь. Особенно сейчас, в непростое время ограниченной бюджетной обеспеченности, решения муниципального руководителя должны быть по-управленчески грамотны, финансово взвешены и хозяйственно просчитаны. Считаю, что доверять эту ответственность правильнее людям со значительным опытом работы.

Эта позиция совершенно не означает, что мы ограничиваем степень демократического общественного контроля над местной властью. Проектом закона предусмотрено, что районные Советы выбираются путем делегирования депутатов от поселений. Таким образом, увеличивая роль представительного органа власти, приближая муниципального депутата поселения к избирателям небольшого по численности округа, мы конструируем систему более прямого общественного участия во власти. За последние десять лет работы нового законодательства о местном самоуправлении профессиональная группа депутатов поселений оформилась достаточно четко. Активность муниципальных депутатов сегодня во многих районах определяет направления работы районных администраций. Несмотря на кажущуюся ограниченность своих полномочий, муниципальный депутат имеет множество возможностей повлиять на ситуацию в своем районе. Он много общается с жителями своего небольшого округа, учитывает их мнение при распределении бюджета, формировании адресных программ, постановке задач для местной администрации. Организуя такую содержательную связку между местным сообществом и муниципальной администрацией, мы расширяем социальную опору местной власти. Именно этой частью законопроекта мы реально достигаем демократического эффекта общественного участия. Вот такой ежедневной работой над проблемами населения, а не предвыборными листовками и размахиванием партийными флагами раз в пять лет, достигается эффект соучастия населения в местном управлении.

Возможности влияния органов местного самоуправления на экономику весьма ограничены, а наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы на уровне поселения возможно только при максимальном использовании всего имеющегося потенциала, в первую очередь, интеллектуального и общественного. Проблема социальной пассивности и неучастия в решении местных проблем не решится, если прибегать к разговору с населением раз в пять лет посредством выборов.

По моей депутатской практике могу отметить, что именно активные муниципальные депутаты, имеющие постоянную связь со своими избирателями, являются сегодня центром, из которого исходит энергия на решение проблем. Они больше всех звонят, пишут, требуют. За эту бескорыстную общественную работу муниципальные депутаты заслуживают самой высокой оценки. Они же и должны через районный Совет контролировать работу администрации, транслировать мнение населения, задавать основные направления развития района. Ежедневную же управленческую работу, повторюсь, нужно доверить профессиональным кадрам. Заводами должны руководить отраслевые специалисты, а местными администрациями – люди с хозяйственным опытом.

Надеюсь, эта позиция будет поддержана большинством депутатского корпуса, и мы уже в сентябре получим действующий закон о формировании органов местного самоуправления, отвечающий требованиям времени, обеспечивающий как участие населения в управлении, так и профессиональное руководство местным хозяйством.

Игорь Зубарев, депутат Законодательного Собрания РК, член фракции «Единая Россия»