Общество Гамбургеры приравняют к табаку

Губерния
№32 (950) 06.08.2014

Депутаты Госдумы намерены перенести практику размещения устрашающих картинок на упаковках табачных изделий и на фастфуд-товары.

Как предлагают парламентарии, реклама фастфуда и упаковки в ресторанах быстрого питания должны содержать предупредительную информацию о вреде чрезмерного и систематического потребления подобных продуктов. Кроме этого, предлагается позаимствовать практику размещения на упаковках табачных изделий изображений последствий болезней, которые может вызвать регулярное потребление того или иного бургера в ресторане быстрого питания.

– Отечественный потребитель должен быть предупрежден о вредном составе продукции по аналогии с мерами, принятыми в отношении сигарет. На продукции из категории быстрого питания необходимо ввести предупредительные надписи, – считают депутаты. – Чрезмерное употребление таких продуктов грозит ожирением, вызывает поражение внутренних органов, болезни легких, сердца, почек, печени. Кроме того, на упаковке каждого продукта было бы полезно разместить устрашающие картинки, наглядно иллюстрирующие ту болезнь, которая может возникнуть при злоупотреблении фастфудом.

Некоторое время назад три автора новых поправок вносили ряд проектов, которые были направлены на борьбу с классической для всего фастфуда добавкой, усилителем вкуса – глутаматом натрия.

Стоит заметить, что в последние дни фастфуд-сети оказались под шквальным огнем критики со стороны надзорных органов. Начало положила плановая проверка ресторанов «Макдоналдс» Роспотребнадзором. В ходе ревизии возникли нарекания к качеству и безопасности целого ряда продуктов сети. Россельхознадзор позже начал проверку качества поставляемых в McDonald's ингредиентов. Санитарная служба по Новгородской области обнаружила, что содержание жиров, белков и углеводов в бургерах, чизбургерах, филе-о-фиш, чикенбургерах, мороженом с наполнителем и коктейлях не соответствует показателям, заявленным на информационных листах для клиентов, и подала на компанию в суд. По мнению экспертов, в случае запрета продажи упомянутых видов продукции российское подразделение «Макдоналдс» может потерять до 40% выручки, а это около 20 млрд рублей в год. 

Российские законодатели обратились в Роспотребнадзор с требованием проведения внеплановых проверок качества и безопасности питания еще в двух крупных американских сетях быстрого питания – KFC и Burger King.

Что думают известные люди России и Карелии?

Наталья Кругова, карельский диетолог:

– Я поддерживаю идею предупредительной маркировки фастфуда. О вреде именно чрезмерного употребления фастфуда надо предупреждать. И здесь вполне приемлемой мерой могут быть и надпись, и картинка. Вред таких продуктов уже доказан многочисленными исследованиями специалистов из различных стран мира. Пища из этой категории содержит слишком большое количество углеводов и жиров, что способствует повышению веса, вызывает ожирение. А уже на этом этапе возникает опасность получить целый спектр заболеваний, таких как болезни сердечно-сосудистой системы, инсульты, инфаркты, артериальная гипертензия, проблемы суставов, болезни щитовидной железы, сахарный диабет и т.д.

Семен Рапопорт, гастроэнтеролог и профессор Медицинской академии имени Сеченова:

– Регулярное посещение фастфуда может привести к многочисленным заболеваниям. Особенно опасно такое питание для детей. Рацион детского питания следует оградить от частого попадания туда продукции фастфуда, поскольку ребенку нужны и молочные продукты, и овощи, и фрукты, которые в мало меняющемся меню сетей почти не встречаются.

Михаил Аншаков, председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль»:

– Устрашающие картинки на еде – всё же лишнее. Но предупреждать о потенциальной опасности людей, которые имеют проблемы со здоровьем, было бы полезно. Самому Аншакову и «Общественному контролю» не удалось через суд обязать компанию McDonald's раскрывать на упаковке полный состав блюд.  Мы требовали, чтобы McDonald's указывал не только белки, жиры и углеводы, но и содержание консервантов, усилителей вкуса – всех добавок с кодом Е. Но суд принял решение в пользу McDonald's, якобы в ресторанах не торгуют готовыми продуктами питания на вынос.

Ксения Дендеря, представитель департамента развития Burger Club:

– На упаковке планируем размещение данной информации в ближайшем будущем. Что касается предупредительных надписей и устрашающих картинок, то мы категорически против. Приравнивание фастфуда к алкоголю и табаку – это избыточная мера.

Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия»:

– Предупредительные надписи и картинки на пачках сигарет – не самый эффективный способ воздействия на потребителя, как показывает международный опыт. Исследователи компании Deloitte изучали влияние предупредительных надписей  на число курильщиков в 27 странах на протяжении 14 лет. Они обнаружили, что ни увеличение размера надписи, ни введение устрашающих картинок не приводит к заметным изменениям количества курящих.

Александр Степанов, депутат карельского парламента:

– Мне трудно сказать, как эти картинки повлияют на потребителей фастфуда. Я к подобной «еде» не прикасаюсь. И дочек воспитал в том же духе. Но вообще возникает опять чувство какой-то карнавальности, несерьезности. Если уж эта еда представляет опасность – давайте ужесточим требования к тому, что она содержит. Или вообще запретим, если уж точно вредна. А бороться с фастфудом с помощью страшных картинок – это детство какое-то.