Общество Жизнь на колесах

Губерния
№33 (951) 13.08.2014

Не так давно известный блогер и журналист Илья Варламов возвращался из столицы Карелии на нашем фирменном поезде «Петрозаводск – Москва». В поезде он узнал о существовании чайной нормы для проводников, а также нормы по продаже лотерейных билетов. Мы нашли петрозаводскую проводницу, которая рассказала о своей нелегкой профессии. По понятным причинам, ее имени мы не раскрываем. Рассказ пойдет от первого лица. Сколько чая должен продать проводник за рейс, что воруют пассажиры и почему невозможно запретить курить в поездах.

Пассажиры у нас очень избалованные. К ним и так, и сяк, и то могут быть недовольны. Одни просят включить кондиционер, другие выключить. Часто люди обвиняют проводника в плохом техническом состоянии вагона. Но проводник же в этом не виноват!

В поездах южного направления проводник – царь и бог в вагоне. И там пассажиры сидят и тебя боятся. Они там спрашивают: «А сколько стоит взять у вас стакан?» А мы к этому не привыкли, удивляемся и говорим, что стакан бесплатный. И люди с такими глазами на нас смотрели, пихали деньги. Там все делается за деньги. Проводники берут деньги даже за подзарядку телефона. В Карелии все цивилизованно.

Очень много ездит алкоголиков, особенно мужчин. Как-то у нас ехала большая группа туристов из Москвы, они заняли два вагона. Как выяснилось, алкогольные магнаты, работают на крупном ликеро-водочном заводе. Сколько они пили! С собой у них были большие пакеты с тарой. Они ходили на ушах и легли спать только в 5 утра! Иногда легче перевезти детей, чем взрослых пьющих людей.

В поезде пить запрещено, но пассажиры часто это делают втихаря. Стоит бутылка «Пепси» на столе, как ты докажешь, что там алкоголь? Пассажир скажет: «Сдавайте на анализ!»

Если кто-то сильно мешает другим пассажирам, то приходится высаживать. Вызываешь наряд полиции. Когда в Москву едешь, в Свири полчаса стоишь и рано утром 12 минут в Бологом. Где-то по пути высадить проблематично. Высаживаешь в Бологом, если уж совсем люди не могут успокоиться. В большинстве случаев пытаешься утихомирить и не доводить до высадки.

Когда едут дембеля, которые прошли огонь и воду, тогда да, караул. Они считают себя хозяевами жизни. Когда едут новобранцы, с ними вообще хорошо: по команде легли спать, по команде встали, белье сдали, чай попили.

Часто ездят звезды. Все они люди очень простые. Многие не прочь выпить в пути. Одна известная певица так напилась, что потом ее ловили по вагону. Уж не буду называть имена.

Как написал уже блогер Варламов, у нас есть чайная норма. На одного пассажира ты должен продать товаров на 29 рублей. Туда-обратно – это 108 пассажиров. То есть за рейс ты должен сдать больше 3 тысяч рублей. Бывает, что пассажиры покупают чая и товаров даже больше нормы. Бывает, скупают все. Но это довольно редко. Еще отдельно есть нормы на лотерейки – 4 штуки за рейс. Пока получается выполнять норму. Многие проводники, если не выполняют норму, просто докладывают свои деньги, чтобы не было проблем с начальством. Я вкладывала свои деньги только однажды – 800 рублей. У нас не принято не делать норму. Если ты не делаешь норму за рейс, то приходится писать объяснительную. Так и пишешь: «Я не сделал норму, потому что пассажиры не покупали чай».

После того как блогер Варламов рассказал о работе проводниц, было собрание, где всем попало. Говорили, что мы не должны рассказывать о чайной норме. А почему мы должны об этом молчать, если это правда? И норма эта постоянно повышается. Норма раньше была 19 рублей, за 4 года она повысилась на 10 рублей. В поезде до Питера норма осталась 19 рублей, на фирменном московском поезде – 29 рублей. Считается, что в Москву ездит народ побогаче.

В поездах запретили курить, но пассажиры все равно курят. Тяжело с этим бороться. Могут покурить в туалете. Есть те, у которых такая сильная зависимость, что они не могут терпеть. Видно, что у человека начинается паника. Ходит наряд полиции и ловит курильщиков. Некоторые подходят и спрашивают: «Сколько лотереек у вас купить, чтобы вы нам разрешили покурить?» Иногда соглашаешься. Ведь они в любом случае покурят, а ты хоть норму сделаешь. Мы живем в России, у нас невозможно что-то запретить. Надо вводить специальные вагоны для курильщиков.

Пассажиры воруют все, что не приколочено. В фирменном поезде до Москвы воруют пледы. Однажды мужчина вышел, у него три махровых полотенца вывалилось. И он как ни в чем не бывало пошел дальше. Воровали даже ремни безопасности. А ремень стоит 700 рублей. Подстаканники воруют как сувенир, а подстаканник стоит 800 рублей. И все это у тебя снимают с зарплаты. А мы ходим и говорим пассажирам: «Не воруйте, пожалуйста!» Байдарочники однажды перекидали из окна 8 матрасов!

Стоп-кран нажимают обычно, когда опаздывают. Для проводника это ужасно! Можно ведь сбить весь график движения. Ты должен свято следить за тем, чтобы не сорвали стоп-кран.

На «Ласточке» работать легче. Здесь нет ни постельного белья, ни чайной нормы. Интересно, что на «Ласточке» кофе и чай стоят 50 рублей. Самое удивительное, что там этот чай с руками отрывают. Там выручки просто неимоверные! Но на проводников навесили сувенирку. Чувствуешь себя коробейником в метро. «Ласточка» очень удобная для пассажиров. Но народ все равно недоволен. «Почему вы не можете телевизор повесить?» – возмущаются некоторые.

Самое сложное в моей работе – общение с людьми. Когда долго ездишь, у меня было, что полмесяца с поезда не слезала, люди начинают бесить. Ты сидишь у себя в служебке, время уже два часа ночи, а они все ходят и ходят. И ты понимаешь страшную вещь – что уже начинаешь ненавидеть людей. Есть, конечно, люди очень интеллигентные и воспитанные. Но многие ведут себя, как дикие, как будто в первый раз едут в поезде.

Моя профессия абсолютно не семейная. Ведь приходится долго не бывать дома. Муж пока терпит, но будет рад, если я сменю работу. Однако мне моя работа нравится.