Общество «Не нравится – увольняйтесь!»

Илона Радкевич
№33 (951) 13.08.2014

– Мы обращаемся к вам за помощью, потому что уже не знаем, как иначе повлиять на происходящее», – обращение в редакцию сотрудников санатория «Марциальные воды» стало для нас полной неожиданностью. Не так давно мы рассказывали историю бывших клиентов здравницы – семейной пары из Петрозаводска. Многие проблемы, с которыми эти люди столкнулись во время отдыха, можно было решить на месте (а не доводить дело до суда, который, кстати, супруги выиграли), но именно персонал «Марциальных вод» категорически отказывался идти навстречу.

– Директор не дает людям спокойно работать, оттого и настроение у персонала такое, – ошарашили признанием бывшие и нынешние сотрудники здравницы.

Щель не мешает

На самом деле, если смотреть на санаторий «Марциальные воды» взглядом обывателя и не заглядывать туда, где отдыхающим вроде бы делать нечего, условия вполне сносные и впечатление здравница оставляет хорошее: чисто и уютно. Даже в том номере, после проживания в котором герои наших предыдущих статей подали на санаторий в суд, в момент нашего визита жил человек, которого все устраивало.

– Номер прекрасный. Ничего не течет. Очень спокойный, – восторженно делился с нами впечатлениями Андрей Тихомиров. – Спится мне очень хорошо. Холодильник не мешает. Щель в балконной двери тоже не мешает (что не удивительно – жара. – Прим.авт.). Засыпаем каждый вечер с открытым балконом. Светильники в ногах не смущают, потому что у меня электронная книга. А какой обслуживающий персонал! Я видел здесь бабушек, которые настолько капризны. Они избалованы этими бесплатными путевками.

– Но зимой здесь жили люди, которые заплатили за путевку 76 тысяч из собственного кармана.

– Упс. Для меня это абсолютно бесплатная путевка. Это, конечно, не Турция, зато здесь кормят вкуснее. Мне все нравится.

Объективно: бесплатно в санатории просто не может не понравиться. Но заплатив за отдых 76 тысяч, взгляд на вещи меняется. У сотрудников санатория и вовсе обостренное восприятие. Многие из них работают в «Марциальных водах» ни один год и даже ни одно десятилетие. И их обеспокоенность делами и состоянием здравницы очень даже понятна.

Чем недовольны подчиненные?

– Александра Михайловича (Матиешина, директора санатория. – Прим. ред.) волнует только выручка, – рассказали нам в «Марциальных водах». – Его любимая фраза: «Не нравится? Увольняйся». Мы – люди адекватные. Мы понимаем, что нужно развиваться, что нужна реорганизация. Но зачем же хамить?

– Такого беспредела у нас еще не было, – говорит Екатерина Романенко. Она 16 лет отработала в санатории, последнее время была сотрудницей бара. – Возьмем хотя бы ситуацию с отпусками. Могут отпустить в отпуск – могут не отпустить, а еще нужно указать причину, почему ты уходишь в отпуск.

– Катя – первая «ласточка», которую уволили, – рассказывает инженер-озеленитель Светлана Белеменко (она же возглавляет профсоюзную организацию санатория). – Александр Михайлович решил, что люди должны работать бесплатно в выходные дни. Это было Крещение. Наш директор в этот день решил у проруби торговать водкой. Екатерина тогда работала в баре. Она спросила: «Это мой выходной. Как оплатите?» Он сказал: «Никак. В санатории нет денег». Она отказалась, и начались гонения. В результате ей пришлось уволиться.

– Спросите отдыхающих, довольны они нашей работой или нет, – попросили сотрудницы досугового отдела санатория.

Поспрашивали. Довольны. Только это неважно. Женщины написали заявление об уходе. Они уволились по собственному желанию, в никуда. У одной их них трое детей, другая воспитывает ребенка без мужа. Но они все равно ушли.

– Наша работа не нравится Александру Михайловичу, – говорит Марина Ляпина, в санатории она проработала двадцать лет. – Что бы мы ни делали, как бы ни старались, в его представлении мы не работаем. Мы – неработающий распущенный коллектив. Но ведь это неправда. Мы всегда на работе. Стараемся. И самое главное, мы любим свое предприятие и переживаем за него. Болеем и душой, и сердцем, что предприятие стоит на коленях. Мы ушли всей командой.

– И ведь главное – я до сих пор не могу понять причины: что и в какой момент произошло, что нас начали воспринимать так неадекватно, – говорит бывший начальник досугового отдела Любовь Минкова.

Сервис

– У нас целый санаторий отдыхающих, персонала объективно не хватает (горничных, уборщиц, сотрудников кухни и так далее), но при этом у нас идет сокращение штатов, – рассказывает инструктор фитнес-центра Ольга Енютина.

– Увольняют местных, – добавляет Екатерина Романенко. – Тех, кто здесь живет. Взамен берут своих, из Петрозаводска.

– И зарплату директор им хорошую назначает, – говорит Ольга Енютина. – У нас зарплата едва достигает 10 тысяч рублей, а петрозаводчанам можно и 30 тысяч дать.

– Откуда такие данные? – спрашиваем.

– Смеетесь? Здесь все всё знают. В каждом отделе есть если не друг, так родственник. В таких условиях скрыть что-то сложно, – говорят женщины. – Вот совсем недавно взяли человека, который только скамейки красит. И получает за это 30 тысяч рублей. При этом по части строительства-то у нас как раз ничего и не делается. Если взять визитку, то у нас в санатории прекрасный кинозал, но он уже три года как закрыт: крыша в клубе провалена. Все концерты давно проходят в танцевальном зале: стулья принеси – стулья отнеси.

– Сервис – это вообще отдельная тема, – говорит Светлана Белеменко. – У нас есть реабилитационный центр для инвалидов-колясочников. Вот дорожка идет за этими кустиками, вот ворота, вот дверь (Светлана подводит нас к закрытым воротам и дверям. – Прим.авт.). За дверьми есть пандус, очень хороший. Он ведет в водолечебницу и грязелечебницу. Это основное, чем интересен отдыхающим наш санаторий. Но Александр Михайлович зачем-то закрыл и ворота, и двери. Люди должны ехать в обход, через центральный вход, а там нет пандуса вообще, зато есть лестница в 7 ступенек. У нас все для людей.

– Вот Николай Васильевич Федоров был настоящим директором, – почти в один голос говорят женщины. – Все, что хорошего есть в «Марциальных водах» – это его заслуга. Чего хочет новый директор – непонятно. Какая у него цель? Все разрушить?

Сплошные вопросы

– При Федорове наши дети везде ездили, а сейчас сотрудницы досугового центра даже 1 июня не смогли выпросить у директора транспорт, чтобы свозить ребят на праздник в Петрозаводск. «Нет денег», – говорит. Но мы же здесь не только работаем, но и живем. Мы видим, что деньги тратятся, – говорят женщины. – Не нужно далеко ходить. Возьмите наше фойе. Много лет оно фигурировало во всех рекламных буклетах: одна стена с камушками, а на ней огромная картина с изображением Петра I на берегу бушующего озера, другая – с аквариумом. Александр Михайлович уже три раза переделывал это фойе. Снял камни, снял клумбу, аквариум и поставил вместо него зимнюю композицию: под стеклом едет Дед Мороз на саночках с подарочками. Эта композиция стоит 30 тысяч рублей, а долг, например, за анализы крови, которые нам делает Кондопога, составляет 7 тысяч рублей. Раньше за год ремонтировалось несколько десятков помещений. Александр Михайлович в прошлом году решил сделать «люкс». Разобрал его, и целый год этот «люкс» стоял в разобранном виде. И не ремонтировался, и денег не приносил.

У сотрудников санатория много вопросов к своему руководству. Возможно, часть из них легко можно было снять, просто нормально поговорив людьми и ответив на интересующие вопросы.

– По коллективному договору, общее собрание у нас должно быть не реже, чем раз в полгода, – говорит Светлана Белеменко. – Но за два года правления Александра Михайловича у нас не было ни одного общего собрания с работниками. После Федорова оставалось 4,5 миллиона долга, Сандберг (Павел Сандберг – это предыдущий директор. – Прим. авт.) за год довел долг до 18 миллионов. Сейчас долги санатория составляют около 40 миллионов рублей. Я куда только ни стучалась, чтобы деятельность нынешнего руководства санатория проверили так же тщательно, как и деятельность команды Сандберга, когда каждая краюшка хлеба была подсчитана, но все тщетно. Прошел обычный аудит, с результатами которого нас, кстати, отказались ознакомить.

– Что-то изменилось после прошедшей проверки? – спрашиваем.

– Конечно. Все, кто подписался под документом (в котором сотрудники просили о полноценной проверке. – Прим. авт.), попали в немилость. Теперь, говорят, сотрудники вообще боятся подписывать какие-либо бумаги, которые могут не понравиться директору: боятся увольнения, потому что альтернативы с работой нет.

Это бред!

Мы связались с Александром Матиешиным – генеральным директором санатория «Марциальные воды» и попросили его прокомментировать ситуацию, которая сегодня складывается на его предприятии, и высказанные бывшими сотрудницами претензии.

– Это бред! – поспешил заявить Александр Михайлович, однако комментировать, с нашей точки зрения, важные моменты (такие, как отсутствие добычи грязи, рост долгов и прочее) отказался. – Мы вам не расскажем, так как не считаем, что кто-либо может вмешиваться в хозяйственную деятельность. Санаторий «Марциальные воды» – это непростой объект, и он находится под контролем собственников. Все остальное – это попытки отвлечь.

– От чего?

– От реальной жизни, от работы. Генеральный директор по своей должности никогда не будет устраивать всех. Кого-то нужно уволить, кому-то прибавить зарплату, кого-то перевести на контракт, кому-то дать возможность вырасти карьерно. Это обычное дело. И при этом всегда будут недовольные. У меня в санатории 260 человек сотрудников. Думаете, они все счастливы? У меня люди после планерок выходят и чуть ли не заявления пишут.

– Разве это нормально?

– Конечно. Вы знаете, что делается в санатории? Тяжелая ситуация. Директор поставлен не сюсюкать. Я заставляю своих сотрудников работать каждый день. Я увольняю алкоголиков, бездельников и тех, кто занимает чужое место. У меня на планерке идет жесткий, но профессиональный разговор… Санаторий работает вообще без государственной поддержки, и тем не менее заработную плату своим сотрудникам мы выдаем день в день, столы накрываются к любому празднику, ссуды выдаются, материальная помощь дается, оплачиваются путевки, проезд к месту отдыха и обратно, всевозможные льготы, помощь при рождении, зубы лечим своим работникам… И после этого кто-то говорит, что я – плохой директор?