Политика Депутат карельского парламента Эмилия Слабунова настояла, чтобы карельские чиновники подсчитали, сколько стоит обучение одного школьника

Губерния
№35 (953) 27.08.2014

Недавно депутат карельского парламента от фракции «Яблоко» Эмилия Слабунова предложила снизить налог на автобусы мощностью свыше 200 л.с. В Карелии он один из самых высоких на Северо-Западе: 100 рублей за одну лошадиную силу. Так, в Вологодской области налог составляет 60 рублей, в Архангельской – 63 рубля, в Ленинградской – 85 рублей, а в Мурманской всего 48 рублей.

Транспортный коллапс

Снижение этого налога направлено, прежде всего, на поддержку туризма. Ведь именно такие автобусы перевозят туристов.

– Я встречалась с представителями турфирм. В Карелии сейчас самая дорогая аренда туристического автобуса – 1650 рублей в час, – рассказывает депутат Эмилия Слабунова. – В Москве – 1350 рублей, Санкт-Петербурге – 1340, при этом это самый дорогой автобус со всеми удобствами.

По словам Эмилии Слабуновой, сегодня тема развития туризма в свете политической ситуации является особенно актуальной: надо создавать условия для внутреннего туризма, развивать инфраструктуру туризма. О чем неоднократно говорят федеральные и карельские власти.

– В числе условий, которые являются важными для развития туризма, является и налоговая политика, и транспорт, – говорит депутат. – Все транспортные компании, которые работают на туристический бизнес, живут очень тяжело. Я провела переговоры с представителями разных транспортных компаний. Мы подсчитали, во сколько все это обходится, и я ужаснулась этим цифрам.

Только транспортного налога за один автобус выходит 43 тысячи. Если у транспортной компании 3 таких автобуса, то уже получается 130 тысяч. Кроме того, компании платят высокую страховку за безопасность туристов: на один автобус около 100 тысяч. Кроме того, установка и обслуживание ГЛОНАСС, вмененный налог, кредит за приобретенный автобус, место на стоянке, ОСАГО, техосмотры и т.д. Активный сезон работы у туристических автобусов – май-октябрь. Зимой же они стоят на приколе, иногда выполняя какие-то разовые заказы. Чтобы облегчить жизнь транспортных компаний, Эмилия Слабунова предложила снизить транспортный налог для туристических автобусов до 60 рублей. Но из карельского правительства пришло отрицательное заключение. Мол, бюджет потеряет от этого закона 2,7 миллиона рублей.

– Получается, у нас только говорят, что надо развивать и поддерживать туризм, – говорит депутат. – Высокая ставка налога приводит к тому, что автобусы регистрируют в Ленобласти. У нас сегодня в Петрозаводске фактически 10 автобусов обслуживают перевозки туристов. В июне, когда было три выходных дня, турфирмы пережили коллапс. Эта ситуация показала, что Карелия не готова к приему большого количества туристов. Турфирмы говорят, что такой дефицит автобусов является серьезным сдерживающим фактором для развития туризма. Каждый сезон они начинают в страхе, как они будут обеспечивать перевозку туристов по Карелии.

Эмилия Слабунова надеется, что Законодательное Собрание Карелии поддержит законопроект.

– Туристы отмечают, что в Карелии автобусы очень плохие и что во всех других регионах они более комфортные. Понятно, конечно, что республика находится в сложной финансовой ситуации и хочется получать деньги здесь и сейчас, – говорит Эмилия Слабунова. – Но мы-то должны думать, чтобы получать больше денег в будущем. А для этого надо создавать условия, чтобы оборот туристических услуг возрастал.

Как в Бельгии

Еще одна важная поправка, которую депутату Эмилии Слабуновой удалось провести, – включение в перечень стратегических предприятий ГУП «Карельская геологическая экспедиция». Дело в том, что карельское правительство включило предприятие в план приватизации, намереваясь продать его за 5 миллионов рублей. В частные руки ушел бы огромный массив уникальной информации: обо всех карельских недрах и запасах.

– Сегодня в Карелии нет республиканской программы изучения и освоения минерально-сырьевых ресурсов, хотя горнопромышленный комплекс всегда объявляется в числе приоритетных сфер, которые должны быть в экономике нашей республики, – рассказывает Эмилия Слабунова. – Кроме того, у нас достаточно серьезные запасы полезных ископаемых, отнесенных специальным постановлением Правительства РФ к разряду стратегических: это уран, титан, марганец, никель, кварцевое сырье. И предприятие, которое должно заниматься разведкой, поиском, предоставлением всей информации об этом, тоже должно быть государственным.

Как поясняет директор Иститута геологии КарНЦ РАН, д.г-м.н. В.В.Щипцов, на полезных ископаемых Карелия могла бы хорошо заработать, как делают это другие страны. Так, значительную долю бюджета Бельгии обеспечивает добыча и продажа такого стратегического металла, как индий. Сейчас карельское правительство много говорит об освоении пудожского месторождения, так называемый «Пудожский мегапроект».

– Кто в республике будет заниматься разработкой всего комплекса вопросов, если мы ликвидируем единственное последнее государственное предприятие, которое и должно этим заниматься? – спрашивает Эмилия Слабунова.

Эксперты говорят, что для подготовки концепции и разработки пудожского месторождения надо создавать комплексную экспедицию, в которую должны входить геологи, экологи, экономисты и социологи.

– Никто не сделал оценки этих запасов. На сегодняшний день все очень приблизительно, – поясняет Эмилия Слабунова. – В первую очередь это могут сделать те, кто десятилетиями здесь работал и кто является держателем всей этой информации. Все мои аргументы оказались убедительны, депутаты понимали, что здесь нужно очень ответственно и осторожно подходить к вопросу, поэтому большинством голосов моя поправка была принята.

Как отмечает Эмилия Слабунова, Карельская геологическая экспедиция находится сейчас в тяжелом финансовом состоянии и в первую очередь должна получать госзадания от нашего правительства.

Праздник по норме

По инициативе Эмилии Слабуновой было отправлено важное обращение вице-премьеру Дмитрию Медведеву, министру труда России Михаилу Топилину и министру образования России Дмитрию Ливанову. Дело в том, что с бюджетных учреждений сейчас требуют разработать нормы труда. Это касается и школ, и детских садов, и больниц, и библиотек. Руководители бюджетных учреждений столкнулись с большой проблемой – как все это посчитать. Нормирования в сфере образования вообще нет.

– Отнормировать сферу образования крайне сложно. Можно только в той части, которая касается урочной деятельности, – говорит Эмилия Слабунова. – Вторую часть рабочего времени, которая касается подготовки к урокам, работы с родителями, методической работы, проверки тетрадей и много еще чего, не поддается никакому нормированию. Например, сколько учитель математики тратит на проверку тетрадей в 5-м классе, 8-м или 11-м. Учитель, работающий по базовой и по углубленной программе, тоже тратит разное время. Дает ли учитель одинаковую задачу всему классу или каждому индивидуально? Сколько тратится времени на работу с родителями – зависит от класса.

Когда весной этого года стали требовать до начала июля разработать и утвердить нормы труда в каждом учреждении, к Эмилии Слабуновой начал поступать огромный поток обращений: как это можно сделать? В школах нет специалистов, которые знают, как делать хронометраж, как рассчитывать эти нормы труда.

– Работники культуры говорят, как отнормировать труд сотрудника в сельских Домах культуры, где он единственный и выполняет всю работу, – отмечает Эмилия Слабунова. – И даже если он не один, то как отнормировать разработку сценария какого-то праздника? Можно по вдохновению за два часа сделать, а может и не один день понадобиться.

Эмилия Слабунова подготовила обращение, в котором попросила сообщить, когда будут разработаны типовые нормы труда по отраслям. А также разместить в свободном доступе ранее утвержденные нормы труда. Ведь сейчас информацию по содержанию таких норм приходится запрашивать в Научно-исследовательском институте труда и социального страхования.

– Государство меняет политику в области трудовых отношений, чтобы узнать эту политику, нужно тратить деньги! Обучение, которое наше Минтруда начало проводить для руководителей бюджетных учреждений, платное, – возмущена Эмилия Слабунова. – Хронометражи должны проводить хорошо подготовленные люди, специалисты. А у нас предлагается это делать внутри учреждения. Кто у нас этому обучен? Но самое главное – Трудовой кодекс говорит, что работодатель должен применять нормы труда, а не разрабатывать. Самостоятельное утверждение норм труда приведет к нарушению важнейшего конституционного принципа – равной оплаты за равный труд.

Норматив на школьную душу

Еще одна актуальная тема для родителей в преддверии нового учебного года: завершившийся учебный год не порадовал результатами ГИА в 9-х классах и ЕГЭ в 11-х. Значительная доля выпускников получили неудовлетворительные оценки по математике и русскому языку. По результатам ЕГЭ был снижен минимальный порог по русскому языку.

– Это очень тревожно и вызывает вопрос о причинах такого низкого качества образования. Причин очень много, – говорит депутат Эмилия Слабунова. – Среди них нельзя не отметить, что к негативным результатам привели последние действия, совершаемые в сфере образования. Это оптимизация в сфере образования, которая привела к тому, что многие школы остались без психологов, без социальных педагогов, без педагогов дополнительного образования, без библиотекарей. В результате уменьшившиеся объемы психологической помощи, социально-педагогической поддержки, работы с неблагополучными семьями сказались на качестве образования.

В Карелии продолжает оставаться острым вопрос о финансировании сферы образования и нормативах подушевого финансирования. По словам Эмилии Слабуновой, этот вопрос был самым дискуссионным при разработке регионального закона об образовании.

– На протяжении всего времени работы над законом я отстаивала ту позицию, что нормативы должны устанавливаться законом субъекта, чтобы они оставались под контролем депутатов. Но правительство настаивало, что нормативы должны устанавливать они. В законе прошел именно этот вариант, – рассказывает депутат. – Ныне действующее постановление о нормативах не учитывает целый ряд позиций, которые требует учитывать федеральный закон: профили и направленности образовательных программ, формы обучения, типы учреждений, разные действующие стандарты и др. То есть понятно, что обучение по программам с углубленным изучением предметов стоит дороже.

Эмилия Слабунова направляла запрос в прокуратуру Карелии, откуда пришел ответ, что создана рабочая группа по разработке этих нормативов. Рабочая группа создавалась именно по инициативе Эмилии Слабуновой. Депутат встретилась с губернатором Карелии и министром образования республики и убедила, что такие подсчеты необходимы. К весне рабочая группа была создана, но, по словам Эмилии Слабуновой, работа идет тяжело.

– Министерство образования пытается представить ситуацию таким образом, что все это посчитать сложно и невозможно. Я уже вынуждена была сказать: «Если бы вы были директором частной школы, вы бы за три дня обсчитали стоимость услуг». Почему у нас во всех сферах стоимость услуг обсчитывается, а только в сфере образования это представляется как что-то невозможное? Мы должны подсчитать, сколько стоит образовательная услуга на каждую школьную душу. Все должны знать, сколько стоит обучение каждого ребенка, – говорит Эмилия Слабунова. – Понятно, конечно, почему стараются не посчитать эту цифру. Все понимают, что реально обучение стоит дороже, чем те средства, которые выделяются. Но важно понимать, сколько это стоит, чтобы выстроить позитивное движение в этом направлении. Мы поставим цели, чтобы постепенно повышать финансирование.

На сегодняшний день работа не завершена, и никто не знает, сколько стоит образование. Но Эмилия Слабунова надеется, что удастся довести дело до конца.

– Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех педагогов, детей и родителей с началом учебного года! – говорит Эмилия Слабунова. – Желаю учителям вдохновения, терпения, педагогических находок, понимания, поддержки со стороны родителей и власти! А детям пожелаю успехов в освоении новых знаний, яркой и насыщенной школьной жизни!