Политика Лариса Степанова: «Люди могут не дожить до ремонта»

Губерния
№35 (953) 27.08.2014

Больше года назад вступил в силу Федеральный закон «О капитальном ремонте многоквартирных домов». Однако вопросов к нему до сих пор очень много.

– Закон очень сырой, неподготовленный, – уверена депутат Законодательного Собрания Карелии Лариса Степанова. – Как он проявит себя в действии, непонятно. Предложенная форма работы больше напоминает некую «пирамиду», с негативными последствиями которой мы все прекрасно знакомы.

Напомним, что вступивший в силу закон обязывает всех собственников жилья платить ежемесячные взносы в так называемый фонд капитального ремонта многоквартирных домов: все скидываются в «общий котел» (есть еще, правда, вариант собирать деньги на спецсчете дома, но это решение жители должны принять сами), из которого потом начинают выделяться деньги на ремонт сначала одного дома (наиболее нуждающегося в ремонте), потом другого и так далее. И эта очередь растянется примерно на 30 лет.

– Но что такое в нашем государстве 30 лет? Это огромный срок, в течение которого может произойти все что угодно, – говорит Лариса Степанова. – Многие, ежемесячно скидываясь на капитальный ремонт, до него могут просто не дожить. Я уже не говорю об экономической устойчивости. А если завтра или через несколько лет случится очередной дефолт? Все рухнет. И не будет ни ремонта, ни денег. Конечно, сейчас нам говорят о том, что государство будет за все в ответе. Но мы же уже ни раз сталкивались со случаями, когда государство тоже за все отвечало, да так ни за что и не ответило.

По мнению Ларисы Николаевны, закон о капитальном ремонте многоквартирных домов еще и в корне несправедливый.

– Когда я стала разбираться с домами на своем округе (на Зареке. – Прим. авт.), вскрылась вот какая ситуация. Одни дома признаны аварийными и стоят в программе по расселению. И у людей, которые в них живут, по крайней мере, есть надежда на то, что их, возможно, когда-нибудь расселят. А рядом есть дома, которые по своему состоянию гораздо хуже, чем аварийные, но никакого статуса у них нет.

– Почему так получилось?

– По всей видимости, в формировании данной ситуации сыграла роль активность жителей. Одни граждане, которые в свое время были поактивнее, смогли добиться для своих домов статуса аварийных, а другие – нет. И теперь подчас складывается абсурдная ситуация. На улице Коммунистов, например, стоят два дома-близнеца: построены в одно время и по одному проекту, но один из домов числится аварийным и подлежит сносу с последующим расселением жильцов, а другой нет, в нем даже нет ни одной квартиры, которая бы официально была признана непригодной для проживания. Жильцы последнего дома только сейчас предпринимают первые попытки присвоить строению статус аварийного. Сделать это непросто. Чтобы признать дом аварийным, нужно провести платную экспертизу. А чтобы ее провести, нужно скинуться. Но платить людям не очень-то хочется, да и нет у многих на это денег. Экспертиза стоит недешево, а люди в этих домах живут небогатые (иначе бы они жили в других домах), для многих на счету каждый рубль.

Согласно новому закону о капитальном ремонте многоквартирных домов, через год мы начнем вкладывать в него деньги.

– И жильцы вот этих развалившихся, но не признанных аварийными домов задают мне вопрос: «Неужели и мы будем вынуждены платить? О каком капремонте может идти речь, если у нас все развалено?» – рассказывает депутат. – И ведь самое страшное, что будут! Потому что, согласно закону, от уплаты взносов в «общий котел» капитального ремонта освобождаются жители только тех домов, которые официально признаны аварийными, и домов, в которых менее трех квартир. Про остальные дома в законе нет ни слова, а это значит, что их жители будут платить взносы на общих основаниях.

Из сложившейся ситуации Лариса Степанова видит только один выход – вносить изменения в закон.

– Мы долго думали, как можно обозначить дома, не признанные аварийными, но не менее нуждающиеся в расселении, – рассказывает Лариса Степанова. – Изначально был вариант назвать их непригодными для проживания. Однако когда стали прорабатывать этот вопрос с юристами, выяснили, что непригодными для проживания могут быть только жилые помещения, то есть квартиры, а целиком дом признать непригодным для проживания – нельзя. Ситуация, конечно, абсурдная. Дом, в котором все квартиры непригодны для проживания, в целом к проживанию пригоден, и, соответственно, его жильцы должны на общих основаниях платить за капитальный ремонт. Пришлось искать другую формулировку.

– И, надо полагать, нашли?

– Конечно. Мы хотим предложить Законодательному Собранию Карелии включить в перечень домов, освобожденных от уплаты за капитальный ремонт, дома с износом конструктивных элементов (таких, как фундамент, кровля и стены) более 70 процентов и дома, стоимость ремонта которых будет превышать размер, установленный в субъекте. Не могу сказать, много или мало объектов попадет под это определение, но указанные изменения в законе помогут избавить жителей ветхих домов, лишенных каких бы то ни было статусов, от неоправданных поборов.

Лариса Николаевна очень рассчитывает на поддержку коллег в данном вопросе, тем более что преград для внесения предлагаемых изменений в закон нет:

– В федеральном законе сказано, что субъекты имеют право исключить данную категорию домов из перечня подлежащих капитальному ремонту.

А вот жителям тех домов, которые остаются в перечне, Лариса Степанова советует внимательно перепроверить все имеющиеся данные, в частности год постройки и степень износа. Список домов можно посмотреть на сайте петрозаводской городской администрации.

– Не исключено, что в этом списке полно ошибок, – говорит депутат. – Часть из них мы уже нашли. Например, дом, которому 60 лет, оказался по документам на 30 лет «моложе», то есть в два раза. Есть в списке аварийные дома, у которых степень физического износа меньше, чем у тех, которые аварийными не признаны. А ведь жителям этих домов Петрозаводска важно, чтобы данная информация была достоверной. Потому что на основании указанных данных в дальнейшем будет определяться порядок производства ремонтных работ. И из-за банальной ошибки ремонт дома может отложиться на год-два, а то и на несколько лет.

Беседовала Ольга Градова