Политика Александр Степанов: «Эти процессы должно регулировать государство»

Губерния
№35 (953) 27.08.2014

Минувшим летом на одном из своих заседаний Законодательное Собрание Карелии утвердило программу приватизации имущества Республики Карелия, в которую, в том числе, вошли и четыре сельхозпредприятия: Мегрегское, Толвуйское, Ведлозерское и Ильинское. Александр Степанов был одним из тех нескольких человек, которые голосовали против принятия указанной программы. Депутат уверен, что его коллеги совершили ошибку, разрешив приватизацию четырех действующих совхозов.

– Достаточно взглянуть на происходящее не с идеологической, а с практической точки зрения, – говорит Александр Михайлович. – Все четыре совхоза работают. И работают хорошо. Люди заняты. Это у городских жителей есть выход: если одно предприятие закроется, они смогут устроиться на другое. На селе у людей такого выхода нет. И закрытие любого из совхозов – это, по большому счету, трагедия. Это гарантированные несколько десятков могил на местном кладбище. Потому что идти некуда, мужики начинают спиваться и в итоге ускоренно уходят из жизни.

– Не допускаете, что может прийти эффективный собственник?

– В сельском хозяйстве все разговоры об эффективном собственнике – это миф. Ну, допустим, придет такой человек. Что он сделает в первую очередь? Попытается сократить расходы. Например, уменьшить количество работающих и ограничить помощь сельскому поселению на социальные нужды, которая оказывалась, потому что для собственника главное – прибыль. Где у нас есть хоть один пример, когда кто-то со стороны покупал совхоз, и там было все хорошо? В приватизации сельхозпредприятий, на самом деле, нет ничего положительного. Только сохранение совхозов в государственной собственности может гарантировать, что эти стратегические предприятия останутся.

– Тем более что два из предложенных к приватизации совхоза не так давно участвовали в национальных проектах по развитию села...

– Совершенно верно. И в Мегрегу, и в Ильинский несколько лет назад были вложены огромные деньги, там были построены новые животноводческие комплексы. Зачем продавать то, во что государство только что вложилось? А в июле стало известно о том, что и в совхозе «Ведлозерский» появится современный животноводческий комплекс. За чей счет он должен там появиться? Или мы будем вкладывать бюджетные деньги в предприятие и тут же его продавать? Совхозы работают и приносят прибыль. В приватизации, особенно в свете последних событий, нет никакой необходимости.

– Вы имеете в виду санкции на ввоз продуктов в Россию?

– Да. Это еще один аргумент в пользу того, что сейчас эти совхозы должны остаться в государственной собственности. Мы не знаем, что ждет сельхозрынок. Но в нынешних условиях сельхозпроизводства становятся если не прибыльными, то уж точно не убыточными. Я не против санкций, которые Россия применила против Запада – дело объективное. Но мы должны понимать, что цены теперь будут расти. И если государство, органы исполнительной власти не будут вмешиваться в процесс ценообразования, рыночная стихия сделает его неуправляемым.

– Но программа приватизации уже утверждена. Что вы собираетесь предпринять в данной ситуации?

– Я готовлю законопроект для того, чтобы исключить из планов приватизации эти четыре объекта. Нам (Республике Карелия) вообще нужно четко определиться: если это стратегическая для нас отрасль, то в ней должны быть и государственные предприятия, и государственное регулирование; если нет, тогда зачем нам Министерство сельского хозяйства с сотрудниками численностью 95 человек? Если все приватизировать, на мой взгляд, необходимость в отдельном министерстве отпадает сама собой. Соответственно, одновременно с программой приватизации сельхозпредприятий правительство должно было внести и проект постепенной ликвидации Минсельхоза: оставить отделы по рыбному и охотничьему хозяйству и переместить этих несколько человек в Министерство экономики. Но если Минсельхоз у нас остается, то он должен работать и развивать сельское хозяйство.

– Это лето показало, что проблемы в любой момент могут коснуться и другой отрасли – туристической.

– Все верно. В Карелии очень много говорят о развитии туризма. В этом плане очень интересно: а кто-нибудь вообще понимает, что там происходит внутри? Взять хотя бы ситуацию с изъятием теплохода, которая произошла в июле. Этот теплоход был арендован «Экскурсионным бюро «Карелия» у ОАО «КарелияФлот» до 2018 года, но 22 июля, в самый разгар навигации, на судно пришли сотрудники охранного предприятия и, сославшись на то, что они действуют по указанию владельцев судна, без объяснения причин изъяли его у арендатора. Так транспортная компания «Кижское ожерелье», которой принадлежат шесть из семи курсировавших между Петрозаводском и островом Кижи кораблей, осталась единственным водным перевозчиком, обслуживающим туристов, желающих посмотреть остров. И карельские СМИ небезосновательно заговорили о возможном подорожании билетов, которые уже сейчас сделали музей-заповедник недоступным для большинства карельских семей. По-моему, над этим у нас в правительстве никто не думает. Перевозки монополизированы частником, который получает с них огромную прибыль. Если бы была конкуренция, цены можно было заметно снизить.

– Как, с вашей точки зрения, можно переломить эту ситуацию?

– Существует два варианта. Можно создать государственную монополию. Чтобы все рейсы совершались суднами государственного предприятия. Оно бы приносило прибыль и заодно делало какие-нибудь социальные рейсы в районы. В противном случае органы, которые отвечают за развитие туризма, должны создавать конкуренцию. Почему у нас до сих пор нет двух-трех перевозчиков, которые бы тоже возили людей на Кижи? События этого лета показали, что поток туристов за границу по разным причинам будет слабеть. Его можно переключить, в том числе и на Карелию. Но мы должны понимать, кто зарабатывает в этой сфере. Что от этого имеет республика? Осенью, по итогам туристического сезона, я планирую инициировать либо правительственный час, либо круглый стол по данному вопросу. Мы должны знать, сколько в реальности бюджет Карелии получает от туристического потока. Возьмем, к примеру, Валаам. Паломническая служба монастыря, которая и занимается там всеми водными перевозками, зарегистрирована в Питере. Туда же она и платит налоги. В этой связи очень интересно, сколько от этого очень большого потока туристов на остров получает Республика Карелия? И сколько получает бюджет Сортавалы? Нет смысла говорить о развитии туризма, если в бюджеты от него будут поступать копейки. Развивать туризм нужно так, чтобы и местному населению, и местным бюджетам это приносило серьезные доходы. Нужно глубоко проанализировать ситуацию.

Беседовала Ольга Градова