Депутаты фракции «Яблоко» считают, что в Карелии отменили прямые выборы глав районов. Законодательное Собрание в большинстве своем проголосовало во втором и окончательном чтении за закон, внесенный в июле текущего года губернатором Александром Худилайненом, «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия». Фактически, считает Эмилия Слабунова, депутаты лишили жителей Карелии конституционного права выбирать руководителей района. Схема будет такой: на прямых выборах избирают депутатов и глав поселений. Затем несколько депутатов и глава делегируются в районный Совет, который из своего состава выбирает главу района. Главой администрации района становится так называемый сити-менеджер, с которым будут заключать контракт. Сити-менеджера утверждает специальная комиссия, которая на 50% состоит из районных депутатов и на 50% – из представителей от карельского правительства.Депутаты фракции «Яблоко» голосовали против принятия закона. По их мнению, он нарушает конституционные права жителей Карелии, противоречит здравому смыслу и только вредит государству.
Александра Спиридонова, заместитель Председателя Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по агропромышленной политике и развитию села, член Комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики, руководитель фракции «Яблоко»:
– Я понимаю, что власти сегодня выгодно выстраивание вертикали. Я понимаю и то, что сильная управляемость выгодна правительству, у которого с принятием этого закона будет еще больше влияния на район, и о какой демократии можно мечтать. К сожалению, до недавнего времени шло обсуждение этого закона с депутатами, но не с народом. Летом я много общалась с избирателями, и подавляющее большинство говорило о прямых выборах. Бывшие главы Олонецкого района все высказались за прямые выборы. Я в свое время была избрана главой Олонецкого района на прямых выборах. Да, я считаю, что глава района – это должность политическая, и от выстраивания деловых отношений с главой администрации, с главами поселений зависит вся жизнь в районе, и глава района должен был ежегодно отчитываться о своей работе перед избирателями, обязан был присутствовать на сходах, на встречах, должен был систематически отслеживать не только исполнение бюджета, но и мониторить все существующие в районе программы развития. Народ знал, кого он выбрал, и избиратели могли обращаться к избранному главе. Он нес ответственность за все происходящее в районе. Сейчас глава района практически ни за что не отвечает, эта должность чисто номинальная, он разрезает ленточки, проводит сессии, именно проводит, потому что готовиться к ним ему некогда, а своя работа требует отдачи. Мне нередко говорят об экономии средств, но ни в одном бюджете я их не увидела, расходы остаются и немалые. Роль главы района как такового теряется. Теперь спросить с главы района люди не смогут, так как не они его выбирали. Спросите у любого жителя, кто глава района – и назовут главу администрации, так как глава администрации на виду. К примеру, из 18 мероприятий в моем родном районе глава администрации представлял район в 13, и понятно, почему занятость главы района на основном рабочем месте – он же не на освобожденной основе. Сейчас мы нарушаем конституционные права избирателей. Мы не даем людям права выбора. И нельзя говорить о том, что вся республика подавляющим большинством одобрила это решение.
Члены фракции «Единая Россия» также внесли поправку – о возможности слияния городских и районных администраций. Я голосовала против этой поправки. Вроде в целях экономии средств слияние городских и районных администраций – неплохо. Но с точки зрения демократических ценностей, доступности отношения людей к власти – это совершенно неприемлемая модель. Меня беспокоит, что очень мала роль глав поселений в обсуждении этого законопроекта. Они все мыслят правильно, но многие говорят, что все равно без нас все сделают. А еще мне странно слышать, когда статусные люди говорят, что принятие этого закона – это победа всего муниципального сообщества. Кого победили, с кем воевали, почему сообщество лишило жителей права выбора? Комиссия по назначению глав администрации состояла раньше из 2/3 депутатов районного Совета и 1/3 правительства. Мы этим законом утвердили, что комиссия теперь будет состоять 50 на 50%. Теперь точно войдут те, кто лоялен к правящей партии. Время все расставит по своим местам. Я верю, что когда-нибудь мы вернем избирателям право выбирать главу района, право, прописанное Конституцией России.
Эмилия Слабунова, заместитель Председателя Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по образованию, культуре, спорту и делам молодежи, член фракции «Яблоко»:
– Лишение населения возможности через выборы определять районную власть нарушает Конституцию и права человека. А Конституция говорит, что права и свободы гражданина неотчуждаемы и являются непосредственно действующими, то есть они не делегируются, как в данном случае, когда депутаты поселений будут направлять кого-то в районный Совет. Получается, что человека лишили права и за него решает другой. А это право избирать и быть избранным, закрепленное в Конституции. Кроме того, в Конституции про местное самоуправление сказано, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. То есть для отмены прямых выборов должен быть проведен референдум, чтобы население высказало свою позицию по этому поводу. Как, например, предлагал Петросовет. Но инициативную группу по проведению референдума отказались регистрировать. Европейская хартия местного самоуправления, которую Россия ратифицировала, тоже говорит о том, что у каждого гражданина есть право управлять своей жизнью на местном уровне, оно осуществляется путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Даже в сталинской Конституции 1936 года было прописано, что краевые, областные, районные, городские, сельские Советы депутатов избираются трудящимися. На этот факт меня попросили обратить внимание Законодательного Собрания депутаты Совета Кондопожского городского поселения. На первом форуме муниципальных депутатов они подошли ко мне и сказали, что их Совет – за прямые всеобщие выборы. Но на форуме им не дали возможности сказать об этом. Поэтому я сказала об этом на заседании Законодательного Собрания перед голосованием за закон. В разгар 30-х годов в тоталитарном государстве в Конституции и то прописывалось право на выборы. Каких только аргументов нам не приводили, пытаясь убедить, что надо отменить выборы. Говорили, что у нас население некомпетентно, оно не может разобраться. Но это абсурд! Получается, что депутатов поселений население компетентно выбирать, губернатора – компетентно, депутатов Госдумы, президента страны – компетентно, а вот почему-то как выборы в районный Совет, то тут какой-то провал в компетентности. Если следовать логике, что население некомпетентно, тогда остается доводить до абсурда. Тогда надо из районного Совета делегировать депутата в Законодательное Собрание, эти депутаты выберут кого-нибудь и делегируют в Госдуму.
За два дня до голосования состоялся первый Форум депутатов муниципальных образований Республики Карелия. С инициативой проведения форума еще летом выступили депутаты карельского парламента Светлана Логинова и Александра Спиридонова. Карельское правительство перехватило инициативу, не допустив к организации депутатов Законодательного Собрания. Организация форума была плохой: не было четкой цели, регламента, списка выступающих, в зале не было микрофона, так что участники не могли задать вопрос или выступить из зала. По итогам форума предложили принять обращение в Госдуму и Совет Федерации, в котором говорилось, что депутаты «выражают искреннюю и единодушную поддержку» государственной политики государства в сфере местного самоуправления. В своем выступлении я сказала, что формулировка должна быть изменена. Надо написать, что участники форума выражают серьезную обеспокоенность состоянием местного самоуправления. Как можно поддерживать реформы, которые привели к кризису? Нынешняя псевдореформа окончательно убьет местное самоуправление. А местное самоуправление – это основа государственности. Сегодня у нас государство пытается стянуть все в вертикаль, вертикальная конструкция такого сложного организма, как государство, приведет к тому, что это будет колосс на глиняных ногах, у него не будет устойчивости. Мы должны думать, как укреплять горизонтальные связи – власть на местах, местное самоуправление. Вопрос о распределении полномочий между уровнями власти – поселенческим, районным и республиканским, который пытались поставить в качестве главного вопроса форума, безусловно, важный. При одном условии – если с полномочиями будут передаваться и ресурсы на их реализацию. А сегодня у нас все получается, как в басне Крылова «Квартет». Если в басне музыка не получилась, потому что музыканты были плохие, то у нас музыканты замечательные – компетентные, авторитетные, пользующиеся доверием жителей, депутаты на местах, и ноты у нас вроде есть, и дирижеров хватает. А музыка не получается. Почему? – инструменты музыкантам дать забыли. Дирижеры говорят: нет, вы давайте пересядьте. И вот пересаживают эти полномочия без конца. Так, если нет ресурсов, то ни на каком уровне власть не справится. Местная власть справится, замечательно справится с любыми полномочиями, если будут ресурсы. Глава республики в своем выступлении сказал, что надо не просить ресурсы, а надо зарабатывать. Золотые слова! Но очень хочется, чтобы за словами были дела. Хочется верить, что Александр Петрович Худилайнен поддержит инициативу главы Петрозаводска о моратории на процент отчислений из доходов города в республиканский бюджет. Та инициатива, с которой выступила мэр Галина Ширшина весной. Чтобы у города и любого муниципального образования появился стимул зарабатывать, надо создать условия. У нас же, как только кто-то начинает зарабатывать, сразу включаются отрицательные трансферты, выжимают все соки с низового уровня, и по этой самой вертикали происходит консолидация финансов и ресурсов. И это очень удобно центральной власти, чтобы держать все остальные уровни «на поводке». При этом, когда население начинает спрашивать за разбитые дороги и прочие проблемы, всю ответственность сваливают на местную власть, у которой, в свою очередь, нет ресурсов. Это абсолютно несправедливо.
Анастасия Кравчук, заместитель Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия, член Комитета по экономической политике и налогам, член Комитета по социальной политике, член фракции «Яблоко»:
– Я поддерживаю федеральную позицию нашей партии «Яблоко» по поводу принятого закона. Этот закон направлен на укрепление вертикали власти и блокирование влияния граждан на принятие решений. Власть не скрывает, что основная цель – ликвидация местного самоуправления в крупных городах и региональных столицах. Однако законопроект понижает статус местного самоуправления абсолютно во всех муниципальных образованиях. Исполнительные органы местного самоуправления будут возглавлять сити-менеджеры, фактически, назначаемые губернаторами, поскольку конкурсные комиссии по отбору кандидатов на должность сити-менеджера будут состоять на 50% из представителей губернатора. Такая система местного самоуправления противоречит Конституции России, Европейской хартии местного самоуправления и не имеет ничего общего с реальными потребностями развития страны.
Надо отметить, что главы городских округов, согласно принятому закону, будут выбираться в результате прямых выборов. Но есть опасность, считают депутаты из фракции «Яблоко», что и их попытаются отменить. По мнению депутата Эмилии Слабуновой, существует риск, что задумана многоходовая комбинация и на следующем этапе карельские власти попытаются использовать ту часть федерального закона, которая позволяет города делить на районы, и тогда и там начинает работать такая же схема. Сначала выбираются депутаты районного Совета, а эти депутаты будут делегировать представителей в городской Совет. Городской Совет из своего состава выберет председателя. И главой администрации будет тоже назначаемый сити-менеджер. Назначать его будет опять же комиссия, которая на 50% состоит из депутатов и на 50% – из представителей правительства. Опасения, уверена фракция «Яблоко», не на пустом месте появились – в июле Общественный комитет по реализации Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ на территории Петрозаводского городского округа во главе с А.В.Макаревичем уже направил в Законодательное Собрание РК свою «рекомендацию» – «Поддержать возможность создания Петрозаводского городского округа с внутригородским делением на районы, с формированием его представительного органа из состава руководителей этих районов».
Деление Петрозаводска на районы – это гигантское увеличение расходов из городского бюджета. Ведь нужно создать администрацию в каждом районе со зданиями, персоналом, зарплатами, коммунальными расходами, аппарат районных Советов, различные районные учреждения. Кроме того, будет полная неразбериха с полномочиями, и решение любого вопроса городской жизни заметно растянется и усложнится. Еще одна проблема – формирование районных бюджетов, как поделить город так, чтобы в каждой части оказалось примерно равное количество предприятий-налогоплательщиков, которые формируют бюджет. Разделение Петрозаводска на округа – это разорение бюджета и снижение качества управления городом. Городской экспертный совет при главе Петрозаводска высказался категорически против такого решения.
Депутат фракции «Яблоко» Эмилия Слабунова считает нужным назвать фамилии тех 32 депутатов, которые лишили жителей Карелии права выбирать районную власть. Голосовали «за»: Алиханов, Андронов, Афанасьев, Беседный, Бибилов, Васильев, Жданова, Жеребцова, Зайков, Зубарев, Иванов, Исаев, Красулин, Легкая, Логинова, Люшин, Мазуренко, Макаров, Меркушев, Неймеровец, Переплеснин, Петеляева, Пирожников, Позднякова, Романов, Селянин, Семенов, Силин, Струкова, Уханов, Шандалович, Шмаеник.
И 10 депутатов, которые отстаивали право жителей Карелии на выборы на всех уровнях власти и голосовали «против» закона: Васильева, Гаврилов, Кравчук, Рогалевич, Савин, Слабунова, Спиридонова, Степанов В. М., Степанов А. М., Степанова Л. Н.
Беседовала Ольга Градова