Политика Эмилия Слабунова: «О пятидневке мечтают все. Как сделать это возможным?»

Губерния
№41 (959) 08.10.2014

Сейчас в Петрозаводске активно обсуждают переход школ с шестидневки на пятидневку. Петросовет даже организовал сбор подписей за пятидневную школьную неделю. Но возможно ли вот так разом перевести все школы на один режим обучения? Депутаты карельского парламента от фракции «Яблоко» Эмилия Слабунова и Александра Спиридонова делятся мнениями, почему во многих школах пятидневка невозможна.

– Эмилия Эдгардовна, как вы относитесь к пятидневке?

– Я двумя руками «за». Сама проработала в школе 21 год, из них 5 лет – заместителем директора и 14 – директором, и при этом всегда оставалась учителем. Все эти годы мечтала о пятидневке. И об этом мечтают все учителя. Потому что у педагога, получается, выходных нет. В воскресенье он проверяет тетради, готовится к урокам на понедельник. Несмотря на то, что по контракту у директора пятидневная неделя, но все директора в субботу на работе. Именно в субботу проходят встречи с родителями, различные мероприятия.

– А откуда вообще берется режим работы школы?

– Учебное заведение самостоятельно определяет режим работы. Оно выстраивает свою образовательную программу, ее сердцевина – учебные план и программы по всем предметам. Школа выбирает программы, ориентируясь на образовательные потребности родителей и детей, а также квалификацию педагогов. Разница между пяти- и шестидневным режимом работы – три урока. Базовые программы можно реализовывать в режиме пятидневной или шестидневной недели. Поэтому по базовой программе можно спокойно учиться по пятидневке. В том случае если школа хочет усилить какие-либо предметы, например, математику, русский язык или любой другой, то она выбирает шестидневный план и ставит в него соответствующие спецкурсы по этим предметам. При наличии спроса на программы углубленного изучения предметов, а он традиционно очень высокий в городе, школа создает соответствующие условия, среди которых и шестидневный учебный план. Эти программы невозможно выполнить в пятидневный график.

Окончательное решение принимает Совет школы, в который входят педагоги, старшеклассники и родители. Далее режим утверждается в Уставе учебного заведения. При получении лицензии на реализацию образовательных программ школа показывает наличие всех необходимых условий и режим работы. Она должна их соблюдать.

– А кто может изменить режим и образовательные программы?

– В законе «Об образовании» говорится, что федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов, органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график. Это может сделать только сама школа. А это будет нарушение лицензионных условий, соблюдение которых постоянно контролируется. Кроме того, закон говорит, что образовательные организации обладают автономией и самостоятельно осуществляют образовательную, административную, финансово-экономическую деятельность. Если в ходе лицензионного контроля выявится, что лицей работает по пятидневке, это сразу повлечет соответствующее предписание. Если оно не выполняется, то накладываются штрафы до 200 тысяч рублей на юридическое лицо, на должностное лицо – штраф и дисквалификация. И даже могут приостановить прием учеников в эту школу.

– То есть даже если горожане проголосуют за пятидневку, это ничего не изменит?

– Это все равно, как если бы провести опрос среди водителей транспортных средств: «Давайте ездить на красный свет, чтобы не терять времени». Все проголосовали, но при этом никто не отменяет Правила дорожного движения и наказания за их нарушение. Родители имеют право выбирать. Если хотите меньше уроков, то выбирайте сразу школы с пятидневкой. В Петрозаводске 23 школы, в которых начальные классы учатся в режиме пятидневки. Всего 14 школ, которые со 2 по 11 класс учатся по шестидневке. Невозможно сделать пятидневку и сохранить все углубленные программы.

– Можно ли что-то сделать для того, чтобы лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов стали работать по пятидневке?

– В общеобразовательных школах, которые работают по шестидневке, просто. На Советах учебного заведения принимается совместное решение о переходе на пятидневную неделю. Но мы должны понимать, почему школы берут шестидневку, они стараются усилить сложные предметы. Учитывая результаты ЕГЭ и ГИА и сколько детей не справились с экзаменами, мы можем сказать, что даже общеобразовательные программы непростые, не каждый ребенок их с лету осваивает. Поэтому усиление лишними уроками позволяет работать на качество образования.

В лицеях и гимназиях можно попытаться искать выход следующим образом. Сейчас мы переходим на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Они предполагают, что образовательная программа включает в себя не только уроки, но и внеурочную деятельность. Стандарт устанавливает, что чередование урочной и внеурочной деятельности определяет школа, то есть, фактически, он ориентирует на школу полного дня. Получается, например, хор, хореография могут быть утром, в середине дня между уроками. По Санитарным нормам и правилам, «пребывание обучающихся в группе продленного дня одновременно с образовательным процессом может охватывать период времени пребывания в общеобразовательном учреждении с 8.00-8.30 до 18.00-19.00». После уроков дети должны два часа отдохнуть, предпочтительно на свежем воздухе, пообедать, а потом начинаются занятия – внеурочная деятельность, самоподготовка, здесь можно было бы провести и те самые три субботних урока.

– А что нужно, чтобы школа начала работать в режиме полного дня?

– Встает проблема, кто будет организовывать жизнь ребенка после уроков. У учителя 36-часовая неделя: 18 часов – уроки, 18 – подготовка к урокам, проверка тетрадей, педсоветы и пр. Мы понимаем, что должен быть воспитатель в группах продленного дня. Новый закон «Об образовании» прописывает понятие «присмотр и уход», которые финансируются учредителем либо родителями. Петросовету можно подумать о том, как изыскать деньги в бюджете, чтобы перевести школы в режим полного дня. Но в тех учебных заведениях, где учатся в две смены, полный день организовать затруднительно.

– Если школа учится по шестидневке, то суббота у ребенка была занята. Хорошо же, когда ребенок занят.

– Да, многие родители работают в субботу, так что провести время с семьей у ребенка не всегда получится. Кто читал недавнюю книгу Ж.Агалаковой о Париже, наверное, обратили внимание, что там в школах среда – день дополнительных занятий. В этот день семья должна сводить ребенка в музей, на концерт, выставки. И никого не волнует, занят или свободен ты. Если оставить ребенка дома, то родителей ждет серьезное наказание. Если мы хотим, чтобы школа занимала ребенка, надо вводить дополнительные ставки воспитателей, педагогов дополнительного образования, библиотекарей, психологов – всех тех, чьи ряды поредели в волнах бесконечных оптимизаций. Школа полного дня чем хороша? Дети привыкают к тому, что вся жизнь заполнена интересными делами и впечатлениями. И ребята привыкают организовывать свою жизнь.

– Александра Михайловна, а какой режим работы лучше для сельских школ?

– Я тоже за пятидневку двумя руками. Я как раз работала директором школы, когда мы переходили с шестидневки на пятидневку. Но в то время у нас были и воспитатели продленного дня. Пятидневка для сельской школы приемлема. Условия образовательного процесса в городе и на селе – разные. Сельские дети выходные проводят на природе, много работы делают дома, занимаются подсобным хозяйством. У нас учащиеся с 1 по 9 класс – на пятидневке, а 10-11 классы, которые готовятся к экзаменам, – на шестидневке.

– А что детям делать после школы? Должна быть же внеурочная деятельность.

– Меня беспокоит, что все оптимизации настолько «выкосили» специалистов, что заниматься послеурочной деятельностью некому. Я вижу, что дети в 2 часа дня идут домой. На селе мало возможностей пойти в музей, на выставку. Предполагается, что ребенок должен сам организовать свой досуг. Дома культуры и библиотеки здесь тоже не помощники, потому там тоже все «оптимизировали». Меня беспокоит такое явление, как социальное сиротство. Почему-то вся эта тема выпала. Социальные сироты – это дети при живых родителях, которые не получают достаточного воспитания и внимания. Их родители ведут асоциальный образ жизни. Некоторые родители просто пытаются выжить, целый день они в лесу, а потом продают ягоды на трассе. Заниматься детьми им некогда. Мы очень хорошо должны подумать о теме занятости детей. На учреждения культуры и библиотеки нет денег, воспитателей групп продленного дня чаще всего в учебных заведениях нет, кроме того, закрыли многие сельские школы. Я разговаривала с родителями, все они говорят, что надо подумать об организации досуга ребенка. Дополнительно нагрузить учителя мы не можем.

Беседовала Ольга Градова