Политика Открытое письмо

Губерния
№41 (959) 08.10.2014

Я никак не ожидал, что моё шутливое предложение, произнесённое мною на последней сессии Законодательного Собрания Республики Карелия, станет поводом для серьёзной политической дискуссии, касающейся не только Карелии. Напомню, что, выступая на последнем заседании, я предложил, шутя, разумеется, переназвать должность главы Карелии в «верховного правителя». Честно признаюсь, повторил эту мысль следом за лидером нашей партии, ЛДПР, Владимиром Вольфовичем Жириновским, который не так давно предложил президента страны В.В. Путина возвести в должностной статус «верховного правителя» России. Как Жириновский желал своим экстравагантным заявлением возвеличить образ президента Российской Федерации, воспринимая это в качестве пропагандистского приёма для зарубежной публики, так и я следом подхватил ту же агитационную тональность.

Ни я, ни наша фракция ЛДПР в парламенте Карелии не предпринимает никаких законодательных усилий, чтобы менять наименование должности высшего государственного лица. В этом нет никакого практического смысла. Должность, именуемая «Главой республики», своим содержанием вполне полностью выражает объём полномочий руководителя субъекта Российской Федерации. В «верховных правителях» не нуждаются регионы единой и неделимой России. У нас есть президент страны, он же верховный главнокомандующий Российской Федерации, и потому любые льстящие самолюбию региональных руководителей наименования вредны и даже общественно опасны. Есть один президент России и имеются равно статусные главы субъектов Федерации.

И вот тут как раз и напоминает о себе давно длящаяся и ничем не завершающаяся политическая дискуссия, тему которой в очередной раз формулирует лидер общественной организации «Карельский конгресс» Анатолий Григорьев. Из его реакции на моё выступление в парламенте, растиражированное в СМИ Карелии, обращает на себя внимание одно важное, на мой взгляд, обстоятельство, а именно: А. Григорьев жёстко ранжирует регионы (субъекты Федерации) на достойные высшего статуса и те, что вроде недо-регионы. По его разумению, есть «высшие» национально-государственные образования, например, республики Татарстан, Башкортостан или Карелия, и существуют вроде бы «недоразвитые» административно-территориальные образования в статусе краёв и областей (Архангельская, Вологодская, Калининградская области или Красноярский край). Между ними А. Григорьев прочерчивает непреодолимую черту, запрещая, на мой взгляд, хоть каким-либо образом перешагивать через неё. Потому назвать главу Карелии губернатором – уже есть настоящее покушение на «государственный» статус республики.

Подобное высокомерие по отношению к жителям десятков областей и краёв Российской Федерации поражает. Все регионы России обладают равным политическим, административным статусом. У всех граждан России равные конституционные права. Любое исключительное выделение, в том числе и по национальному признаку, чревато страшными конфликтами, что мы сейчас наблюдаем на Украине, где идея «сверх нации» спровоцировала гражданскую войну, столкнув «нации и языки».

Наша партия, ЛДПР, все годы своего существования требует избавить Россию от угрозы внутринационального раскола, отказавшись для этого от ленинской модели «национально-государственного устройства» страны. Тот факт, что часть регионов России в своих Основных законах провозглашают себя «государствами», в том числе так записано и в Конституции Республики Карелия, означает, что при каких-то чрезвычайных геополитических обстоятельствах, при вдруг возникающей слабости федерального центра, при популярности идеологии «национальных государств» внутри Российского государства, может повториться политическая ситуация, развалившая в 1991 году СССР. Будьте уверены, западноевропейские и американские наши партнёры тому охотно поспособствуют.

Это очень серьёзная тема, напоминающая лично мне мину замедленного действия. Пока на неё не наступают (на мину), она и не замечается, но это не означает, что нынешняя структура территориальной организации регионов отвечает интересам России. В своё время президент В. В. Путин, объявив «войну» законодательной вольнице, приведя региональные законодательства в соответствие с федеральными законами, фактически спас страну от угрозы распада, но он не завершил процедуру. Метастазы дремлющего национального сепаратизма внутри России, которые в последние годы усугубляются ещё и конфессиональными внешними угрозами, остаются в теле государства. Что нам и демонстрирует нечаянно в своей публикации руководитель общественной организации «Карельский конгресс».

В конце концов надо чётко заявить: все регионы России равноправны, тем самым подтвердив равноправие граждан, проживающих в разных субъектах Федерации. Всякая неясность законных установок, двусмысленность конституционных формулировок (ну как можно Карелию именовать «государством»? А ведь это записано в нашем Основном законе) – вредны и опасны. Такова позиция ЛДПР.

Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия, член ЛДПР Сергей Пирожников

19 сентября 2014 г.

г. Петрозаводск