Политика Лариса Степанова: «Мы можем оказаться на грани катастрофы»

Губерния
№41 (959) 08.10.2014

На последнем перед летними каникулами заседании Законодательного Собрания Карелии депутаты одобрили программу приватизации регионального имущества на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, согласно которой уже в ближайшее время наравне с другими объектами «с молотка» могут уйти четыре карельских сельхозпредприятия – Совхоз «Ведлозерский», Племенное хозяйство «Ильинское», Племсовхоз «Мегрега» и Совхоз «Толвуйский», а также «Суоярвский хлебозавод». Однако с таким раскладом согласны далеко не все народные избранники. Депутаты Лариса Степанова и ее супруг Александр Степанов подготовили проект закона «О внесении изменения в Закон Республики Карелия «О прогнозном плане приватизации госимущества», предложив коллегам исключить указанные предприятия из региональной программы приватизации.

– Практика показывает, что приватизация совхозов ни к чему хорошему не приводит, – объясняет свою позицию Лариса Степанова. – На моем веку я такого не припомню, чтобы пришел новый собственник и сделал так, чтобы все стало хорошо. Для собственника самое главное – это прибыль, и он будет делать все, чтобы ее получить: начнется оптимизация производства, сокращения людей. Как правило, на такие предприятия приходят, выжимают с них последнее и уходят. Гибель последних совхозов – это то, чего нам сейчас ни в коем случае нельзя допустить. Особенно в условиях действия санкций в отношении России. В настоящий момент нам просто необходимо возрождать собственное производство. В противном случае мы можем оказаться на грани катастрофы: когда у нас элементарно не будет, чем накормить народ. В сложившейся ситуации мы должны не раздавать кому-то наши совхозы, а делать все, чтобы они работали и приносили пользу, чтобы они были под контролем государства, потому что совхозы на сегодняшний день – стратегические предприятия, работа которых очень важна для всего нашего населения.

Немаловажно и то, что всего несколько лет назад в совхозы вкладывались немалые деньги. И среди перечисленных сельхозпредприятий есть те, на модернизацию которых были потрачены сотни миллионов бюджетных денег. Эти совхозы в последнее время нормально работали, и вдруг их решили продать.

– Авторы программы как-то объясняли депутатам, по какой причине эти совхозы оказались в плане приватизации?

– Нет. Конкретно по этим пунктам никто ничего толком не объяснял. Основной посыл: нам нужно принять данный закон, потому что необходимо искать деньги для бюджета. Депутатам был представлен список из 135 пунктов и озвучена сумма, которую бюджет Карелии получит в случае приватизации всех перечисленных объектов. Эта сумма – 399 миллионов рублей. Сколько именно планируется выручить от продажи совхозов – неизвестно. Так же, как неизвестно и то, на что вырученные деньги будут потрачены. К сожалению, нередко случается, что средства расходуются не слишком эффективно. Ну продадим мы эти совхозы, а дальше-то что? Понятно, что в совхозы нужно вкладывать деньги, а денег у нас нет. Зато у нас есть целое Министерство сельского хозяйства, которое должно в этом направлении работать. Но вся его деятельность, насколько я ее вижу, сводится пока к одной болтовне. Возьмите Белоруссию. Там все совхозы работают. Потому и продукты там вкусные и настоящие. И посмотрите, чем торгуют у нас. Попав под действие санкций, мы остро почувствовали, что в России в этой сфере провал, и одна только нефть не спасает. Нам необходимо развивать собственное производство. И необходимо, чтобы руководство нашей республики помогало местным производителям в реализации продукции в крупных торговых сетях.

– Местной продукции в крупных гипермаркетах у нас и в самом деле не много…

– Конечно. И это серьезная проблема. Крупные торговые сети, как правило, играют в свою игру. Им нужна прибыль. Поэтому они реализуют ту продукцию, которая дешевле, которую удобнее и легче продать. Карельская продукция по качеству лучше, но она дороже и, может быть, не так красиво упакована. Понятно, что, с точки зрения законодательства, наше правительство не может обязать федеральные сети продавать товары местного производства. Но многие регионы в этом отношении используют договорную практику: заходишь на нашу территорию, так играй по нашим правилам. Необходимо, чтобы именно правительство вело здесь свою жесткую политику. Местные производители нуждаются в помощи. Да, они открывают свои маленькие торговые точки, но мы же все знаем, что если человек зайдет в большую торговую сеть, то он все сразу там и купит, и не поедет он отдельно в маленький магазинчик, чтобы купить там хорошее молоко.

У нас и так своего почти не осталось. Раньше карельское сельское хозяйство было на высоком уровне, а сейчас оно умирает, многих совхозов уже давно не существует. И понятно, что возрождать их никто не собирается. Не понятно, зачем нужно уничтожать то, что осталось. Я уверена, что все четыре указанные в программе приватизации совхоза и хлебозавод должны быть из нее исключены. Именно поэтому мы подготовили проект закона о внесении изменений в так поспешно, на мой взгляд, принятый весной этого года закон о прогнозном плане приватизации госимущества. В октябре проект нашего закона уже будет рассмотрен на комитете. Посмотрим, что из этого получится.

– Как думаете: удастся ли вам убедить коллег в недопустимости продажи совхозов?

– Сложно сказать. Когда изначально на парламентском комитете по агропромышленной политике и развитию села мы говорили о том, что совхозы ни в коем случае нельзя приватизировать, и аргументировали свою позицию, то члены комитета с нами вроде бы соглашались. И тем не менее, когда началось голосование, они все проголосовали «за». Против были только я и Александр Степанов. Принятие этого закона вообще происходило очень интересно. Его приняли сразу в двух чтениях, не дав возможности даже попытаться внести в него какие-либо поправки. При этом некоторые наши коллеги, как они уверяли позже, почему-то были уверены, что закон не был принят в окончательном чтении. Такого, конечно, быть не должно. Мы обязаны отдавать себе отчет в том, за что нажимаем кнопки.

– В этой связи не могу не спросить, оказали ли вам коллеги поддержку в принятии закона о запрете продажи слабоалкогольных энергетических напитков? Первое чтение этот закон прошел, но был ли принят во втором и окончательном?

– Нет. Этот закон неожиданно для нас – авторов – был снят с рассмотрения.

– Почему неожиданно?

– Потому что, когда мы обсуждали его на комитете первый раз, все были «за», и решение о принятии законопроекта в первом чтении было единогласным. И не было сомнений, что во втором чтении закон также будет поддержан депутатами. Однако когда мы пришли на заседание комитета по второму чтению, слово взяла представитель прокуратуры и сообщила, что ввиду изменений в федеральном законодательстве, которые произошли 1 января текущего года, принятие нашего закона может ущемить интересы предпринимателей, а потому нужно провести его оценку. Удивительно, что в марте, когда мы его обсуждали, прокуратура не имела ничего против и ни одним словом не обмолвилась о январских изменениях законодательства. Как бы то ни было, но с рассмотрения на сентябрьской сессии наш законопроект был снят. И теперь, я так полагаю, решение этого вопроса затягивается до ноября.

Беседовала Ольга Градова