Общество Что на самом деле происходило с туристами, которых бросил туроператор?

Ксения Астапова
№42 (960) 15.10.2014

Недавно я встретила свою подругу, полгода проработавшую гидом на Крите. Казалось бы, ну здорово, повезло ей: хорошая и интересная работа за вполне приличные деньги. И что главное, не самая трудная на свете: встречай туристов, провожай их обратно на родину. Однако не всё так однозначно. Ведь именно этим летом произошёл обвал рынка российского турбизнеса, а моя знакомая как раз работала на «Лабиринт» – одну из самых крупных фирм среди рухнувших туроператоров. 

2 августа, аккурат в её день рождения, «Лабиринт» объявил о приостановлении своей деятельности. Что это значило для туристов, купивших путёвки у этой фирмы? А то, что про отдых они могут забыть. Кроме того, если вы следили за новостями, то должны были быть в курсе, что обязательства туроператора значительно превысили сумму страхового взноса в страховых компаниях, и вероятность возмещения клиентам турфирмы уплаченных за путёвки денег в полном размере очень маловероятна. Но и эта проблема не являлась самой сложной в этой непростой ситуации. Что делать с теми туристами, которые уже успели улететь в отпуск с «Лабиринтом» и узнали о крахе компании, будучи на море? Как объяснить им, что их отдых закончен и что обратные билеты домой они будут покупать за свой счёт, который, вполне вероятно, к концу отпуска мог быть равен нулю?

Что на самом деле происходило с туристами «Лабиринта», отдыхающими на Крите?

– На самом деле как таковой паники и истерики не было, – рассказывает моя подруга. – Ну разве что только в первые дни, когда информация вызвала шок как у отдыхающих, так и у нас, у гидов. Возможно, вся суматошность этой ситуации заключалась ещё и в том, что изначально руководством не была разработана конкретная схема действий в подобных форс-мажорных обстоятельствах и многие решения принимались прямо на ходу. Гидам в первую очередь требовалось узнать списки тех отелей, которые находились на гарантии у туроператора, а значит, проживание туристов в этих отелях оставалось по-прежнему бесплатным. А вот те гостиницы, которые не стояли на гарантии, отказывались дальше предоставлять жильё русским туристам без повторной оплаты. Славу богу, таких отелей было меньшинство.  В общем, непростая ситуация, но всё было решаемо.

Кстати, непосредственно самим гидам тоже пришлось несладко. Мало того что после краха компании пятьдесят процентов персонала сократили, так ещё вместо дополнительных бонусов и процентов к зарплате за проданные экскурсии гиды вкалывали по двадцать четыре часа без выходных и в очень жёстких условиях.

– «Лабиринт» рухнул в самый пик сезона, в августе, когда на курортах всегда много туристов, – подруга нервно хихикает, видимо, вспоминает то непростое время. –  Информация об отелях, находящихся на гарантии у туроператора, должностные инструкции, план действий – всё менялось по несколько раз в течение дня. Гидам приходилось на свой страх и риск брать на себя ответственность и объяснять людям, как им действовать в сложившейся ситуации. Честно скажу, что шокированные неприятными новостями туристы зачастую вымещали свой гнев непосредственно на самих гидах. Это, конечно, дикость, но многие гиды ходили с синяками, прятались за стойку ресепшн в отелях или спасались бегством от разгневанной толпы. К сожалению, не все отдыхающие понимали, что мы не виноваты в крахе «Лабиринта» и страдаем от этого не меньше, а то и больше, чем они. Нам ведь приходилось решать вопросы о дальнейшей возможности отдыха или эвакуации обратно в Россию с каждым прилетевшим туристом на Крит в индивидуальном порядке: мы не спали до трёх часов ночи, составляли списки, обзванивали туристов. Эту работу нам никто не оплачивал, всё было основано исключительно на нашем личном энтузиазме и желании помочь пострадавшим.

Если задача с проживанием на острове практически у всех туристов «Лабиринта» была решена, то вопрос, как улететь обратно домой, оставался открытым, ибо после краха компании все посадочные места на чартерные рейсы обратно в Россию, закреплённые за «Лабиринтом», были аннулированы. По всей вероятности, авиаперевозчик не получил от «Лабиринта» деньги за билеты. Единственным плюсом в этой истории была экстренная помощь в виде трёх эвакуационных рейсов с Крита до Москвы от ассоциации «Турпомощь», в которую, к счастью, входил «Лабиринт». Однако что делать, если улетать не хотелось? Люди весь год ждали отпуска, купили путёвки, прилетели на Крит, понервничали, уладили вопрос с отелем и теперь хотят отзагорать своё.

– В таком случае, – говорит подруга, – мы всем туристам объясняли, что не лететь домой – это их право, но тогда им придётся покупать билеты самостоятельно. И уже по возвращении домой они должны будут обратиться в страховую компанию, дабы вернуть свои деньги за купленные повторно билеты. Многие туристы поступали именно таким образом, так как им в любом случае пришлось бы докупать билеты либо на поезд, либо на самолёт, ведь рейсы от «Турпомощи» были только до Москвы, а отдыхать на Крит с «Лабиринтом»  приезжали люди со всей России. Какой смысл им бесплатно лететь до Москвы, если они живут, к примеру, в Красноярске, и дорогу от Москвы до Красноярска им всё равно никто не оплатит? Уж лучше сразу купить билет с Крита до Красноярска за свои деньги, отдохнуть положенный срок, а потом уже по возвращении требовать компенсацию. Нервно, конечно, но верно.