Политика Почему карельские школьники пьют ростовское молоко?

Губерния
№43 (961) 22.10.2014

Из-за введенных санкций проблема продовольственной безопасности страны становится как никогда актуальной. Как накормить страну собственной продукцией и активно наращивать темпы импортозамещения? На прошлой неделе в Законодательном Собрании состоялось рабочее совещание по вопросу «О создании логистической инфраструктуры для местных сельхозпроизводителей». Инициатором совещания выступили депутат Эмилия Слабунова (фракция «Яблоко»), а также парламентский Комитет по агропромышленной политике и развитию села и Комитет по экономической политике и налогам. Участники обсудили, как сделать так, чтобы продукция местных сельхозпроизводителей, прежде всего, доходила до покупателей. Ведь не секрет, что федеральные розничные сети зачастую отказываются брать местные продукты. Важную тему обсудили депутаты, представители Минсельхоза и Минэкономразвития Карелии, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Карелии, а также эксперты.

«Плохие» поставщики?

– Сейчас много оценок, от самых оптимистичных, что мы сами себя накормим, до сдержанных и даже пессимистичных, – сказала депутат карельского парламента от фракции «Яблоко» Эмилия Слабунова. – Производим-то мы, может, и достаточно, но проблема с логистикой, с доведением до торговых сетей местной продукции существует. В советское время эту проблему решала потребительская кооперация. Сейчас же, по некоторым оценкам, до 40% продукции теряется из-за несовершенной логистики. И вопрос создания логистической инфраструктуры является очень актуальным.

На круглый стол пригласили специалистов в области современных управленческих решений – директора карельской компании «Илвес Консалтинг» Андрея Тонояна и санкт-петербургского эксперта Дмитрия Егорова.

Специалисты, имеющие за плечами огромный опыт создания эффективных управленческих моделей, рассказали, почему сегодня розничные магазины не видят в карельских производителях поставщиков. По словам Дмитрия Егорова, магазины выбирают таких поставщиков, которые способны обеспечить постоянное наличие товара на полках, которые предложат лучшую закупочную цену, а также предоставят рассрочку по оплате, ведь многие магазины работают на заемные деньги. Крупный поставщик сам расфасует свой товар по удобным коробкам, сам привезет его в магазин. Карельская продукция по качеству иногда даже лучше, чем привозная, но наши производители не могут обеспечить логистику своего товара. Да, они научились производить, но не научились продавать. У них нет ни навыков, ни времени на это. Ведь это надо уметь правильно провести переговоры, подготовить предложения. На сегодняшний день, уверены эксперты, с точки зрения продавцов, карельский производитель – «плохой» поставщик. Поэтому сейчас наши молоко и мясо можно купить в каких-то локальных или фирменных магазинах.

У нас миллиардов нет

По словам Дмитрия Егорова, должны быть специальные логистические операторы, которые будут работать в интересах местных производителей. Таких операторов можно создавать на базе каких-то некоммерческих структур, например, ассоциаций сельхозпроизводителей. Но тут на помощь должно прийти государство: включать таких операторов в специальную госпрограмму, представлять госгарантии при получении кредитов и т.д. Или государство может взять на себя организацию переговоров с розничными сетями, или профинансировать обучение сотрудников логистике. Вариантов может быть масса.

Как озвучено было на круглом столе, сейчас во многих регионах страны строят специальные оптово-логистические центры, в них вкладываются средства. Присутствовавшие на встрече специалисты министерств высказали опасение, что в Карелии, с ее небольшими объемами продукции, подобный центр не окупится. Так, государством предусмотрено субсидирование кредитной ставки для тех, кто возьмется создавать логистическо-оптовый центр. Но пока инвесторов в Карелии не находится.

Полки не должны пустовать

Еще один вариант – строительство сельскохозяйственого рынка. Как рассказал депутат Валерий Колоушкин, в Орле есть огромный рынок, где торгуют местные производители. И опять же стоит вопрос, способны ли карельские производители заполнить все полки подобного рынка. Ведь не такие большие объемы продукции у нас производят. Как рассказал начальник управления потребительского рынка Петрозаводской мэрии Василий Банира, сейчас прорабатывается вариант, чтобы арендовать 300-400 кв. м площади на Центральном рынке и бесплатно отдавать их местным производителям. В будни полки будут заполнены переработанной продукцией местных производителей, а в выходные сюда смогут приезжать фермеры из районов.

Коробка молока для губернатора

То, что в Карелии есть серьезный сбой с реализацией местной продукции, говорят многие факты. Так, по словам депутата Эмилии Слабуновой, в Чупинском районе есть предприятие, которое выращивает мидий. И эти мидии потом без труда попадают в питерские рестораны.

– В Карелии же нашу мидию не найти, – отметила Эмилия Слабунова.

Это связано не столько с тем, что спрос и покупательская способность в Санкт-Петербурге выше, сколько с тем, что не выстроены пути доведения этой продукции до общепита и магазинов Петрозаводска. Похоже, этот вопрос никто толком и не изучал.

Депутат фракции «Яблоко» Александра Спиридонова рассказала, что дети в Видлицкой школе пьют молоко из Ростова-на-Дону.

– Хочу подарить карельскому губернатору Александру Худилайнену коробку этого молока, – сказала Александра Спиридонова. – В Архангельске и в Ростове-на-Дону дети пьют свое молоко, а мы не можем накормить Карелию местной продукцией.

Как отметили на круглом столе, часто наша цена не конкурентоспособна. Производить продукты в Карелии дороже хотя бы потому, что в затраты закладываются северные надбавки на оплату труда сотрудников.

Магазины шаговой доступности вернутся

Уполномоченный по правам предпринимателей в Карелии Елена Гнётова рассказала про новую федеральную концепцию торговли. Так, в концепции прописывается наличие магазинов шаговой доступности. То есть Россия должна вернуться к тому, от чего недавно ушла. Эмилия Слабунова вспомнила, как в трудные 90-е годы на Древлянке существовал маленький магазин в крошечном помещении. На нескольких квадратных метрах помещалось огромное количество продуктов, и жители окрестных домов называли его в шутку «наш гипермаркет».

– Эффективная работа подобных магазинов возможна за счет правильно организованной логистики, современных управленческих решений, – отметила Эмилия Слабунова. – Многое зависит от того, кого мы видим в качестве создателя логистического центра. Нам надо ждать, пока зайдет частный инвестор?! Или соорганизуются сельхозпроизводители?! Или не ждать, а инициировать переговорный процесс. И тут нужны совместные усилия и правительства, и депутатов, и производителей.

По словам Эмилии Слабуновой, сегодня все человечество начинает осознавать, что глобальной проблемой становится синхронизация усилий людей.

– Вроде бы каждая структура, социальный институт, отдельный человек сам по себе много делает, а результат не радует. Если мы синхронизируем цели и действия, выстроим правильное взаимодействие, то это даст более высокий результат, – сказала Эмилия Слабунова. – Для этого надо научиться договариваться.

Беседовала Ольга Градова