Политика Новые правила контроля

Губерния
№43 (961) 22.10.2014

В августе вступил в силу Федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ», а с октября начали действовать измененные статьи ФЗ «Об образовании», где появилось понятие «независимая оценка качества образования». О том, какие новые возможности в связи с этим появятся у родителей, рассказывает депутат Законодательного Собрания РК фракции «Единая Россия», заместитель председателя комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Татьяна Струкова.

Учет мнений

О том, что в России должен появиться свод правил общественного контроля, говорил в своем Послании Президент РФ Владимир Путин еще в прошлом году: «Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции… Одним из приоритетов в совместной работе государства и общества должна стать поддержка правозащитного движения. Рассчитываем, что в деятельности таких организаций не будет политической ангажированности, что она будет максимально приближена к интересам и проблемам конкретного гражданина, конкретного человека».

Сказано – сделано. Закон принят и ведет за собой изменения в самых разных сферах жизни. Конечно, в том числе и в сфере образования. У общественности появилась реальная возможность участвовать в контроле деятельности госучреждений. Педагоги с некоторым опасением ждут, когда родители начнут реализовывать свое право проверять и оценивать деятельность школ и детских садов. Ведь конкретных механизмов надзора пока нет. Известно лишь, что проверку имеет право устроить любой родитель самостоятельно или в составе общественной организации.

– В образовательных организациях РК уже сложился положительный опыт участия родителей в учебно-воспитательном процессе, – объясняет Татьяна Алексеевна. – Школьные советы получили управленческие полномочия, но в реальности они пока не принимают совместных с администрацией решений. Родители имеют право инициировать общественную экспертизу образовательного процесса, дать ему свою оценку, которая может быть и ошибочной, но должна учитываться. Уже сегодня педагогам нужно выработать четкий алгоритм взаимодействия с общественностью, чтобы суметь правильно реагировать на любые конфликтные ситуации.

Итоги таких экспертиз не смогут стать поводом для приостановки деятельности учреждения, но будут иметь решающее значение при создании независимых рейтингов и конечной оценки эффективности организации.

– Мнение общественности могло бы стать полезным при самоанализе, который образовательные организации обязаны проводить в конце каждого учебного года, – говорит Татьяна Алексеевна. – Включение в экспертную комиссию представителей родительского комитета придало бы ее выводам объективности.

Общая ответственность

– Общественный контроль – это замечательно, благодаря ему деятельность многих организаций станет прозрачнее, – убеждена Татьяна Алексеевна. – Но есть по поводу исполнения нового закона и некоторые опасения. Предлагаю рассмотреть его действие в сфере образования. И детские сады, и школы являются подконтрольными многим надзорным органам. Знаю об этом по своему опыту работы заведующей детским садом: в месяц могло пройти до шести плановых проверок. Общаться с детьми становилось некогда! ФЗ «Об образовании» всегда давал родителям право на активное участие в работе детских садов и школ в составе комитетов и попечительских советов. Но я выступаю за то, чтобы этот процесс был выстроен грамотно.

Отличным способом отладить эту систему станет принятие нормативных актов в субъектах страны. Благо закон дает такое право.

– На уровне региона необходимо принять дополнительные рекомендации либо законы, которые бы урегулировали полномочия управляющих советов, – предлагает Татьяна Алексеевна. – Необходимо, чтобы перед каждой проверкой организацию предупреждали заранее, при этом были четко указаны сроки и цели посещения. К примеру, чтобы проверить качество питания детей или расходование учреждением финансовых средств. Родителей можно организовать в инспекции, группы общественного контроля. Тогда образовательный процесс не будет нарушен.

Еще один спорный пункт – определение права на участие в осуществлении общественного контроля. В законе четко сказано, что участвовать могут абсолютно все граждане.

– Одним из правил, которое необходимо установить на уровне региона, должно стать недопущение к общественному контролю недееспособных граждан, лиц, имеющих судимость, и тех, кто находится в конфликте интересов. Уверена, что родители должны стать для школы, в первую очередь, союзниками и помощниками, а не контролерами.

Беседовала Юлия Леонтьева