Политика Как нам выбирать главу республики?

Губерния
№44 (962) 29.10.2014

На заседании Законодательного Собрания Республики Карелия 16 октября 2014 года одним из вопросов повестки дня был законопроект (третье чтение) «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О выборах Главы Республики Карелия». Основные поправки, предложенные группой депутатов, сводились к двум моментам: снижение уровня так называемого «муниципального фильтра» с 7% до 5% и введение процедуры самовыдвижения при выборах на должность Главы Республики Карелия. Ни то ни другое не было поддержано депутатами, и сам закон не был принят в окончательном чтении.

Федеральное законодательство предоставляет регионам право самим определить необходимый для выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации минимум поддержки депутатами муниципального уровня: в пределах от 5% до 10% от числа депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований. При этом кандидат должен быть поддержан не менее чем в 3/4 муниципальных районов и городских округов.

Понятно, что чем выше установлена планка «муниципального фильтра», тем в более выигрышной позиции оказываются партии, имеющие более широкое представительство на муниципальном уровне. С одной стороны, различные партии, не только правящая, должны иметь возможность выдвинуть своего кандидата на должность главы региона, с другой стороны, выдвигаемый кандидат должен иметь достаточный высокий уровень поддержки и уважения в обществе, а депутаты муниципальных советов как раз и являются выразителями мнения своих избирателей.

Если партия ставит перед собой такую амбициозную задачу, как борьба за пост руководителя региона, она должна показать, что пользуется поддержкой общества и имеет достаточное количество сторонников на муниципальном уровне. По-моему, это справедливо. В этой ситуации, на мой взгляд, стоит придерживаться золотой середины, когда партии, имеющие необходимую электоральную поддержку, смогут выдвинуть своих кандидатов, и в то же время будет создан некий барьер для малопопулярных или просто случайных людей, рассчитывающих на финансовый ресурс или выборные технологии (далеко не всегда чистые). С этой точки зрения планка «муниципального фильтра» в 7% представляется оптимальной.

А вот как решают этот вопрос наши соседи: Ленинградская область – 7%, Мурманская область – 7%, Вологодская область – 7%, Архангельская область – 8%, Санкт-Петербург – 10%.

Кроме того, федеральный закон дает право региональным законодателям предусмотреть возможность самовыдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Считаю, что на сегодняшний день реализация данного механизма в нашей республике может привести к не самому лучшему результату. Практически каждый из нас в той или иной степени являлся свидетелем использования так называемых технологий на выборах различного уровня, свидетелем того, как финансовый ресурс оказывался решающим фактором в борьбе за голоса избирателей. И пока это так, существует опасность, что во главе республики может стать не самый уважаемый, честный, ответственный и компетентный человек, а ловкий манипулятор общественным мнением, популист или просто человек с достаточно толстым кошельком.

Бизнес стремится к власти, а власть нуждается в бизнесе. Однако их нельзя смешивать, как нельзя смешивать политику и экономику, хотя они всегда идут в плотной связке. У власти должны быть государственники, люди, заботящиеся о гражданах своей страны и о судьбе государства в первую очередь, а их взаимодействие с бизнесом должно быть направлено на достижение этих целей. Бизнес должен работать на власть, и никак не наоборот. Существует определенная черта, разделяющая бизнес и власть, и игнорирование этой черты угрожает стабильности общества и самого государства.

Устанавливая «вилку муниципального фильтра» и возможность применения (или неприменения) механизма самовыдвижения, федеральный законодатель предлагает регионам самим проанализировать свои возможности, оценить свои силы и местные особенности. И, соответственно, выбрать оптимальный вариант.

Уверен, что когда наше гражданское общество будет готово жить по действительно демократическим принципам, все «фильтры», «планки» и другие ограничения не понадобятся. Будем стремиться к этому, но сейчас, к сожалению, это невозможно.

Неймеровец А.И., Депутат Законодательного Собрания РК Депутатское объединение «Гражданская позиция»