Политика Лариса Жданова: «Весь мусор в сфере ЖКХ нужно вымести большой метлой»

Губерния
№44 (962) 29.10.2014

На недавнем заседании Государственной Думы РФ карельский парламент хвалили за «постоянную заботу о совершенствовании законов в сфере ЖКХ». Многие инициативы о реформировании этой системы, которые находят отклик на федеральном уровне, принадлежат депутату Законодательного Собрания РК Ларисе Ждановой.

– Лариса Вячеславовна, самый важный вопрос: когда будет решен вопрос с ОДН?

– По последней информации – до 1 января. Мы неоднократно отправляли в Москву свои обращения, чтобы ОДН отменили, и этот вопрос будет решен. Первоначально Москва предполагала, что траты на общедомовые нужды войдут в жилищные услуги. И собственники сами будут определять, сколько денег за это они заплатят. Я считаю, что тогда должны быть определены максимальные размеры этой платы. Несложно прикинуть, сколько воды нужно потратить на промывку сетей или сколько электроэнергии потребят лампочки в подъезде. У вас в доме четыре подъезда, пять этажей? Значит, максимально ОДН за свет должен быть такой-то. А если собственники установили датчики движения, значит, ОДН будет еще меньше. Меньше – можно! Но больше определенного уровня с людей брать не должны!

Однако сейчас федеральные власти говорят о другом подходе. Татарстан внес предложение, чтобы собственники, установившие индивидуальные счетчики, вообще не платили ОДН. А платили бы только граждане, у кого в квартирах счетчиков нет. Причем нормативы для последних будут постоянно расти. Этот вариант, на мой взгляд, имеет некоторые минусы. Но главное, что нам обещают с 2015 года отменить ОДН в том безобразном виде, как сейчас.

– А вот я слышала, что депутаты парламента Челябинской области, наоборот, предлагают, чтобы был зафиксирован минимальный размер платы за жилищные услуги.

– Категорически против! Сейчас люди платят и 12, и 16, и 24 рубля за квадратный метр. Этот вопрос собственники решают сами. А нам предлагают на федеральном уровне установить минимальную фиксированную цифру, меньше которой платить нельзя. Какая это будет сумма? 24 рубля? Мы ведь отлично знаем, что «минимум» будет постоянно расти и вскоре превратится в такой максимум, что мало не покажется! Не слишком ли жирный подарок управляющим компаниям?

Тем более что сегодня государство не дало собственникам эффективного механизма давления на управляющую компанию. Деньги-то УК собирает, а вот вкладывает ли их в дом? Я считаю, что нужно идти другим путем. Необходимо законом закрепить основные пункты договора между собственниками и УК. К примеру, если управляющая компания не отчиталась перед жильцами за год или собственники не приняли этот отчет, то договор должен расторгаться автоматически, и больше УК не вправе брать деньги с этого дома. Это ведь нормально, правда? Если вы наняли маляров, заплатили им аванс, а они ничего не сделали – вы не будете им платить дальше? Вы сначала потребуете отработать выплаченные деньги! А сегодня люди годами не получают ни отчета о проделанной работе, ни самих работ.

– Да, отчетов сегодня все меньше и меньше...

– Если нет отчета, значит, возможен обман. На недавней коллегии Жилинспекции я снова поднимала этот вопрос. Необходим жесткий подход: если УК не предоставляет отчетов по каждому дому, значит, нужно ее штрафовать или вовсе отнимать лицензию. А еще местной власти под силу выжить эту УК с рынка, отправить на свалку истории. Я вообще считаю, что весь мусор в сфере ЖКХ нужно давно вымести большой метлой.

– Что, если компания отчитается вовремя, а ремонт выполнит плохо?

– Это тоже должно быть прописано в федеральном законе. Если акт работ не принят советом дома, работы должны считаться невыполненными. А деньги за них нужно вернуть жильцам. Жестко? Да, жестко, но зато это научит жилищный бизнес работать честно.

Недавно вышел закон о лицензировании – у граждан появился рычаг давления на УК, на правления ТСЖ и ЖСК. Закон дает право «свергнуть» компанию, если ей выдано два предписания ГЖИ, и они не исполнены. Поэтому если у вас течет крыша, и годами УК не может дыры залатать, смело пишите жалобы в Жилищную инспекцию! У управляющей компании будет два выхода: или течь устранить, или потерять лицензию на ваш дом. А потерять лицензию на дом опасно: могут вообще лишить права работать в этом бизнесе.

– Порой люди не могут понять: правильно ли им выставляют счета или обманывают…

– В течение долгого времени я настаивала, чтобы наша Жилищная инспекция занималась расчетом правильности платежей. Мои желания услышал глава республики, теперь Жилинспекция обязана проверять счета на содержание и ремонт помещений и коммунальные услуги. Кстати, уже есть немало положительных примеров, когда по предписанию ГЖИ в домах сделан перерасчет.

– Что нам нужно знать о программе капремонта?

– Сейчас на сайте Министерства ЖКХ собственники могут посмотреть, когда планируют отремонтировать их дом. Увидев, что их дом записан, например, на 2020 год, многие дома решат открыть спецсчета, а не отдавать свои взносы в общую копилку. Но тогда нужно тщательно выбрать управляющую компанию. Потому что есть опасность, что эти деньги элементарно украдут. Здесь Фонд капремонта обязан сделать все, чтобы обезопасить собственников.

– А как же финансово обезопасить собственников?

– Я скажу банальные вещи: жестким наказанием за обман и неотвратимостью этого наказания. Вор должен сидеть в тюрьме.

Я была инициатором льготного кредитования капремонта в стране. В чем суть моей идеи? Государство или банки выделяют «длинный» кредит на капитальный ремонт дома, процентную ставку гасит государство. Фонд капремонта региона эти деньги осваивает под контролем прокуратуры, собственников, ГЖИ, депутатов... Ремонтируется максимальное количество домов за короткие сроки. А граждане ведь все равно обязаны платить согласно закону о капремонте? Ну мы и платим, только не за сомнительное светлое будущее, а за уже сделанный ремонт. Это было бы честно, и все проходило бы под контролем государства.

– Что вы делаете как депутат, мы видим. А нам, собственникам, что делать?

– Не молчать. Писать жалобы, требовать соблюдения закона, требовать от своего депутата, Жилинспекции, прокуратуры, местной и госвласти – реальной работы. Аппетиты коммунального и жилищного бизнеса растут, и общество должно встать на свою защиту.

Беседовала Юлия Леонтьева