Политика Сельское хозяйство – это сложный бизнес

Губерния
№48 (966) 26.11.2014

На минувшем заседании Законодательного Собрания Карелии широкую дискуссию у депутатов вызвал вопрос о приватизации хлебозавода в Суоярви и четырех совхозов в Мегреге, Ильинском, Толвуе и Ведлозере. Некоторые депутаты выступили против приватизации этих предприятий.

В своем выступлении министр сельского, рыбного и охотничьего хозяйства РК Григорий Мануйлов напомнил участникам заседания, что без государственной поддержки все предприятия являются убыточными, а что касается суммы, за которую планируется продать эти предприятия, то начальная цена торгов по каждому будет установлена в дальнейшем независимой экспертизой.

– Никаких здесь коррупционных схем нет, – заверил министр. – Эти предприятия будут продаваться с кредитной нагрузкой. Их будут покупать как часть бизнеса, с долгами предприятия. Следовательно, они и дальше будут вести бизнес.

По итогам обсуждения все упомянутые сельхозпредприятия остались в программе приватизации, и в случае если состоятся аукционы, перейдут в частные руки.

– Бизнес в такой отрасли экономики, как сельское хозяйство – это самый рисковый вид бизнеса, – уверен спикер карельского парламента Владимир Семенов. – Он зависит от многих факторов, в том числе от погоды и от конъюнктуры рынка. И как раз конъюнктура рынка в нынешних условиях, когда мы в соответствии с санкциями перестали закупать большое количество продуктовых товаров из-за границы, дает сельскому хозяйству перспективу. Поэтому к слову «приватизация» я отношусь довольно спокойно. Если приватизируются нефтяная промышленность, газовая промышленность, энергетика и металлургия, то почему нельзя приватизировать совхозы? Причем слово «приватизация» здесь даже отходит на второй план. Я бы сказал, что, по сути, мы совхозы не приватизируем, а акционируем. Мы делаем их акционерными обществами и даем возможность жить по законам этих обществ.

По мнению Владимира Семенова, форма собственности в данном случае вообще не имеет никакого значения.

– Я могу привести большое количество примеров, когда совхозы находятся в частной собственности и прекрасно работают, – говорит Владимир Николаевич. – В данном случае речь нужно вести не о форме собственности, а о дотациях сельскому хозяйству в условиях Севера. Вот это важнейший вопрос. Картошка, привезенная из Брянска, у нас стоит дешевле, чем картошка, выращенная в Карелии. Вот в чем проблема. Дело не в приватизации предприятия, а в стоимости продуктов. Именно стоимость на сельскохозяйственном рынке определяет спрос. У нас себестоимость продукции загружена стоимостью топлива, мазута в котельных совхозов, стоимостью киловатт/часа, привозных кормов, фондом оплаты труда (который в Карелии выше, чем, скажем, в средней полосе России). Себестоимость продукции на Севере выше по объективным причинам, а не потому, что мы плохо работаем. Поэтому нужно решать вопрос с дотациями сельскому хозяйству: в каком объеме они должны быть, чтобы наши совхозы были конкурентоспособными? Кроме того, должно быть государственное кредитование. Все это должно решаться независимо от формы собственности.

Беседовала Ольга Градова