Общество Хамозащита

Алла Константинова
№49 (967) 03.12.2014

Я устала без толку произносить «спасибо» куда-то в пустое воздушное пространство между мной и безраличным взором кассирши. Я не понимаю, почему толкнувшие меня в транспорте люди сначала дожидаются моего «извините», а потом, дай бог, мямлят что-то вроде «иссиняюсь». Я уже молчу, как смотрят на меня отдельные представители сервиса: такое чувство, что если я преодолею со своей никчемной просьбой еще хоть пару сантиметров по направлению к ним, они проломят мне череп так, как с недавних пор принято в нашем славном городе.

Вам тоже надоело повсеместное хамство? У каждого нормального человека с возрастом вырабатываются свои личные правила защиты от этого. Готова поделиться своими.

Итак, вам хамят. Может быть, прям-таки в данный момент. Мы с вами сейчас не срываемся, а молча и с чувством собственного достоинства смотрим обидчику куда-то, как говорят, в переносицу. Наверняка мерзкую и лоснящуюся. Пока хамлорот брызжет выделениями, у нас есть время подумать: что в этой конкретной ситуации доставит вам максимум удовлетворения в качестве маленькой мести – словесная саечка (но, знаете ли, не каждый может сориентироваться и вовремя поставить на место), официальное решение конфликта (спокойная просьба принести жалобную книгу, где потом долго и с придыханиями что-то писать) или же неожиданная реакция на хамство. Последнее, на мой взгляд, эффективнее всего: если вы пока не нашлись, что ответить мерзавцу, а в карательные методы не очень-то верите – этот способ самообороны как раз для вас.

Мой друг, например, не любит, когда в очереди на кассе люди не соблюдают дистанцию. Знаете ведь – многие, чтобы начать поскорее выгружать на ленту свои полуфабрикаты, придвигаются к тебе вплотную. Я бы даже сказала, щемят. Так вот, он либо спрашивает торопыжек: «Вам удобно?», либо точно так же, бочком и как бы ненароком, начинает аккуратно двигать их обратно. Как правило, помогает. Люди извиняются и швартуют свои тележки, уважая чужое пространство.

Одна из бывших коллег рассказывала, как она поступает с нежданными хамами. «Надо, – говорила она, – просто быстро-быстро кивать и приветливо улыбаться. Это мгновенно сбивает их с толку».

А сама я однажды ехала в ПАЗике, бестактный водитель которого провожал каждого пассажира какой-нибудь едкой фразочкой. «С такими-то габаритами в маршрутку лезть», – проржал он вслед одной крупной даме. «Мелочи-то побольше не нашел?» – бросил через мясистое плечо милому джентльмену в кепочке. При этом водила постоянно курил, сплевывал в окно и прибавлял громкости шансон-приёмнику. Мы, пассажиры ПАЗика, как-то все приутихли. Казалось, грохочущая маршрутка везет нас в ад. Пришло время выходить и мне.

– Остановите на следующей, пожалуйста.

Мои слова утонули в «а я рожден под знаком Рыб в начале ма-а-арта-а-а...»

– Остановите, пожалуйста! – крикнула я.

«Эстет» резко затормозил, рывком придвинул ко мне блюдце для двадцаточки и, уже подготавливая язвительную речь, стал вальяжно ко мне разворачиваться.

Я бы вряд ли в тот момент нашла достойный ответ на его пассаж. Но зато я нашла в кармане конфету. Положив ее на блюдце вместе с деньгами, я развернулась и, похоже, была первой, кому в спину не донеслось водительское ворчание. Не знаю, удивился ли остряк нежданному подарку или в тот же миг принялся его поедать, но, по крайней мере, мое настроение испорчено не было.

В общем, не согласна я с дражайшим Сергеем Довлатовым, который в одном из своих эссе писал, что хамство – вещь непобедимая, ибо хамящий не чувствует, что может быть наказан. И что хамство – это всегда неравенство, «от сильного – слабому». По мне, хамство – это всегда реакция униженного, добровольно униженного, упивающегося своим униженным положением. Все его поведение кричит: «Куда топишь-то? Что сказал? Ну-ка, ну-ка! Дава-а-а-ай, хуже мне все равно не будет!»

Отсюда и самовозгорания по любому поводу – от безграничной жалости. К себе. Так давайте же их тоже искренне пожалеем. Может, поможет.