Экономика Иллюзия благополучия

Илона Радкевич
№51 (969) 17.12.2014

– Мы приехали не критиковать, тем более что здравоохранению Карелии есть чем гордиться, – сразу предупредил директор Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья Эдуард Гаврилов, прибывший из Москвы на заседание рабочей группы «Социальная справедливость» регионального отделения Народного фронта. Его Фонд провел в Карелии мониторинг медицинских услуг и охраны здоровья человека, результатами которого и готов был поделиться с общественностью.

Простой оборудования

– Преобразования с 2008 года в Карелии проводились глубинные, – заметил Эдуард Гаврилов, пояснив, что медучреждения Карелии были в прямом смысле переоснащены медицинской техникой. Если конкретнее, то за 6 лет в 44 организации было поставлено 2173 единицы медицинского оборудования.

То, что с обеспеченностью техникой все и в самом деле сейчас прекрасно, подтвердили и присутствующие на заседании врачи.

– 10 лет назад не было ничего из того, что есть сегодня, – заметила главный врач Детской республиканской больницы Инга Леписева. – То, что сегодня есть в здравоохранении, по сравнению с несколькими годами назад, – это просто революция. И то, что мы сегодня действительно очень хорошо укомплектованы,– это факт, который нужно признать и радоваться.

Выступавшая на том же заседании руководитель территориального органа Росздравнадзора Наталья Смирнова отметила, что, к сожалению, имеющееся у лечебных учреждений новое оборудование очень часто простаивает. И причина не всегда в том, что нет подготовленных специалистов, расходных материалов или показаний к применению.

– У нас есть простой медицинского оборудования по причине неготовности помещения, – пояснила Наталья Петровна. – В Муезерской ЦРБ, например, на момент проверки не вводились в эксплуатацию 53 единицы оборудования. Не проведена локальная сеть, серверная не установлена. Не установлено и не используется 9 рабочих станций. Имеют простои 10 единиц оборудования. Не работают маршрутизатор и система ГЛОНАСС на всех машинах скорой медицинской помощи.

– Некоторое оборудование хорошо, что стоит, и дай бог, чтобы оно нам не понадобилось, – заметил и.о. министра здравоохранения Ерванд Хидишян.

Согласны. Хорошо, когда стоит за ненадобностью, но лучше бы оно стояло подключенным и введенным в эксплуатацию.

Несправедливая статистика

– Что касается средних заработных плат, Республика Карелия идет по «дорожной карте» («дорожная карта» – это поэтапный план действий. – Прим.авт.), – заметил Эдуард Гаврилов.

Судя по словам Ерванда Хидишяна, не просто идет – бежит.

– Средняя заработная плата врачей и среднего персонала на территории республики, к сожалению, идет с опережением критериев «дорожной карты», – пояснил министр. – В некоторых учреждениях она приближается к целевому показателю 2018 года. Что, в принципе, тоже не очень хорошо, потому что это вносит дисбаланс в гармоничное развитие всей системы.

Впрочем, гораздо больше вредит гармоничному развитию системы сама методика подсчета средней заработной платы медиков. Ее не считают адекватной ни врачи, ни чиновники.

– Действующая методика учитывает весь доход медицинского работника, вне зависимости от числа занимаемых им ставок, – пояснил Эдуард Гаврилов. – А в республике достаточно высокий процент совместителей.

– Подсчет заработной платы с учетом всех переработок в условиях дефицита кадров создает иллюзию благополучия и не способствует заинтересованности исполнительной власти в решении кадровой проблемы, – согласился заместитель главного врача Пудожской районной больницы, депутат ЗС РК Александр Неймеровец.

Что же касается цифр, которые, по словам чиновников, уже догоняют плановые показатели 2018 года, то, согласно официальным данным, средняя зарплата врачей в Карелии составляет 43 тысячи рублей! Однако больше половины врачей-специалистов, которых удалось опросить Фонду, ответили, что их заработная плата не превышает 20 тысяч рублей.

«К сожалению, так получается»

Стимулирующие надбавки – это вообще отдельная тема!

– Стимулирующие никакого отношения к заработной плате не имеют. Они даются за определенные достижения конкретного работника в конкретный период времени, – сообщил Ерванд Хидишян, но тут же оговорился: – К сожалению, так получается, что в большинстве своем стимулирующие выплаты являются добавкой к уровню заработной платы, необходимой для достойной жизни и адекватной оплаты труда работников.

Добавкой, которая подчас зависит не от качества труда работника, а от желания администрации лечебного учреждения. Как верно заметил на заседании Александр Неймеровец, имеющаяся система начисления стимулирующих выплат «не способствует независимости работника от произвола администрации и не создает у него уверенности, чувства стабильности».

За примерами далеко ходить не надо. На днях в редакцию «Карельской Губернiи» обратились сотрудники Республиканской инфекционной больницы. Они рассказали о том, что стимулирующие выплаты в их, прямо скажем, весьма скромной заработной плате составляют от 20 до 90 процентов (в зависимости от должности сотрудника). И вот, поведали нам обратившиеся, в октябре большую часть коллектива больницы его руководство в полном объеме этой стимулирующей надбавки лишило, аргументировав свое решение тем, что не был выполнен план по больным. Если применить к этой ситуации слова Ерванда Арутюновича о том, что «стимулирующие даются за определенные достижения», то сотрудникам инфекционной больницы, по всей видимости, стоило как-то заманивать больных в свои хоромы, а еще лучше специально заражать. Мы просим считать эту публикацию официальным обращением в карельскую прокуратуру и Министерство здравоохранения и социального развития Карелии с просьбой проверить законность снятия октябрьских стимулирующих выплат с сотрудников учреждения.

– Неправы те, кто говорит, что этот вопрос можно легко решить, – рассуждая о начислении стимулирующих выплат, заметил на заседании Ерванд Хидишян. – При том разнообразии особенностей должностей, которые существуют, этот вопрос решить с первого раза справедливо очень сложно.

Хочется верить, что министр и сам это прекрасно понимает, но заметим: в случае с инфекционной больницей речь идет скорее о произволе, нежели о какой-то несправедливости.

К слову, о том, что лечебным учреждениям действительно приходится планировать больных, говорил и Александр Неймеровец.

– Существует методика формирования госзаданий, когда мы должны заранее запланировать количество больных с определенной патологией, – пояснил депутат. – И эти планы постоянно корректируются. Но мы не можем загадать, сколько прооперируем аппендицитов или сделаем кесаревых. А еще необходима разбивка по страховым медицинским организациям: сколько пневмоний от «Ингосстраха» и сколько от «Ресомеда». Вот эту ситуацию, на мой взгляд, нужно менять.