Общество Как жить дальше?

Губерния
№52 (970) 24.12.2014

На прошлой неделе страну охватила паника. Евро вдруг подскочил чуть ли не до 100 рублей, доллар тоже не отставал в темпах роста! По всей стране в банках выстроились очереди из желающих сохранить свои сбережения. Одни меняли миллионы, боясь деноминации рубля. Другие бросились скупать бытовую технику, автомобили и продукты.

Петрозаводск не стал исключением. В магазине бытовой техники «М.Видео» люди выстраивались в очереди и сметали все, что попадалось под руку. Кто-то успел отхватить стиральную машину с прилавка, а кто-то остался без покупки. В магазине на «стиралках» даже появилось объявление: «Не более 2-х штук в одни руки». Резко подорожало все – смартфоны, бытовая техника, автомобили, одежда. В магазинах появились ценники в у.е. Дошло до того, что даже поползли панические слухи, будто бы банки скоро вовсе перестанут выдавать наличные. Новость о блокировке карт Visa и MasterCard, само собой, оказалась всего лишь слухом: обе компании останутся на российском рынке и продолжат свою работу.

Пока народ паниковал, первые лица страны отмалчивались. В прошлый четверг на большой пресс-конференции Владимира Путина все ожидали от президента оценки состояния экономики. Глава государства оказался настроен весьма оптимистично. Президент считает, что Центробанк и правительство принимают правильные решения в текущей экономической ситуации, но, дескать, есть небольшие огрехи.

– Считаю, что и Центральный банк, и правительство принимают адекватные меры в сегодняшней ситуации. Есть и вопросы к правительству и Центробанку по поводу своевременности, качества принимаемых мер. Но в целом абсолютно адекватны и в правильном направлении происходят действия.

По мнению Владимира Путина, при худшем сценарии развития кризиса в России стране потребуется два года на выход из ситуации.

– Рост мировой экономики будет сохраняться. Темпы снижаются, но рост точно будет. Экономика будет расти. И наша экономика выйдет из сегодняшней ситуации. Сколько на это потребуется времени? При самом неблагоприятном стечении обстоятельств, я думаю, что года два.

В конце пресс-конференции Путин ещё раз подчеркнул, что всё будет хорошо:

– Мы этот период пройдём и из непростой сегодняшней ситуации выйдем, укрепив свои позиции и внутри страны, и на мировой арене.

Между тем вице-премьер Ольга Голодец заявила о прогнозируемом росте числа бедных в России, в первую очередь, за счет молодых семей с маленькими детьми. Едва ли не единственным ведомством, нашедшим в крахе рубля положительные стороны, стал Ростуризм. Представители министерства сообщили, что дорогая валюта снизит число тех, кто отправляется отдыхать за границу, и поспособствует развитию внутреннего российского туризма. Вот уж порадовали.

Что думают известные люди России и Карелии?

Максим Козырев, карельский финансовый аналитик:

– О действиях ЦБ скажу, что, по моему мнению, он делает сейчас все, что в его силах. И что бы там ни говорили, действует грамотно. Просто силы даже у него не безграничны. И во многом сейчас ситуация пущена на самотек.

Кредиты в связи с ростом ставки ЦБ, конечно же, подорожают. А поскольку зарплаты людям платят в рублях и они не растут, то расходы в целом увеличатся. Более того, не исключено, что скоро ставка может вырасти еще сильнее. Для справки: ставка ЦБ – это один из способов банка влиять на курс рубля. Если объяснять упрощенно, то чем больше ставка, тем «дороже» получается рубль, соответственно, относительно других валют он тоже дорожает. Хотя на самом деле механизм гораздо сложнее.

Сейчас очень важно не паниковать. И хранить деньги в той валюте, в которой вы их планируете потратить. Например, если вы все еще планируете отпуск в Европе в 2015 году, то сейчас стоит запастись таким количеством евро, которое вы предполагаете потратить. Если ваши основные расходы в рублях, сейчас лучше не влезать в валютные операции.

Юрий Савельев, директор института экономики КарНЦ РАН:

– Население сейчас живет в режиме паники. Люди начинают обнулять депозиты. Хотя я не понимаю, почему. Ведь увеличение кредитной ставки ведет за собой не только подорожание кредитов, но и увеличение процентов по депозитам. Обмен валюты – это тоже не выход. Предновогодний ажиотаж спадет, и рубль начнет стабилизироваться. После Нового года нас ждет совершенно другая экономика. Ценники подскочат на 30-40 процентов. Правительство сейчас корректирует прогнозы инфляции на будущий год. Этот показатель рассчитывают в пределах от 13 до 15 процентов. Но мы прекрасно понимаем, что если говорить о реальной инфляции, то она будет зашкаливать за 20 процентов. Этого можно ожидать. Я бы советовал не поддаваться панике. Если есть средства на депозитах, то можно их там оставить или даже перевести на другие, более доходные.

Василий Солодков, директор Банковского института НИУ ВШЭ:

– Мы наблюдаем валютный кризис. В валютный кризис население бежит снимать валюту или рубли, чтобы валюту купить. На этом фоне банки пытаются каким-то образом этот процесс урегулировать. Кроме того, действительно денег в банке может не хватать – ни один банк не рассчитан на то, чтобы к нему каждый день приходило огромное количество клиентов и требовало деньги обратно.

Мне кажется, разговоры о том, что банки перестанут в скором времени выдавать наличные, это не более чем слухи. При этом существуют некие фундаментальные проблемы: наша система страхования вкладов сформировалась в 2008 году при курсе 24 рубля за доллар, сейчас у нас и курс, и инфляция иные, и застрахованная сумма в 700 тысяч выглядит смешно. Возможность поднятия этого объёма обсуждалась давно, и, мне кажется, в течение трёх лет это произойдёт, хотя стоило сделать это раньше. Теоретически в связи с этим могут вступить в силу меры по регулированию валютных операций: запретят покупать валюту или будут требовать документы, подтверждающие, что вам эта валюта нужна, или запретят вывозить сумму больше, чем положено.

Правительство и ЦБ отрицают сейчас, что планируют эти меры. Многое будет зависеть от того, что дальше будет происходить с экономикой, но, судя по выступлению Путина, он слабо даёт себе отчёт о том, что происходит в экономике, а значит, будет всё ещё хуже.

Вячеслав Путиловский, руководитель информационно-аналитической службы «Банки.ру»:

– Если деньги лежат в валюте, стоит помнить, что из-за возросшего курса вы можете выйти за границы застрахованной суммы в 700 тысяч рублей. Тем, у кого вклад в рублях, стоило бы попробовать забрать эти деньги. Дальше есть несколько вариантов развития событий.

Первый – разместить деньги заново, но уже по новой ставке (банки повышают ставки по вкладам, чтобы не было оттока средств вкладчиков). Правда, я считаю, что даже новая ставка не компенсирует потерь.

Второй – уйти в валюту и разместить деньги в ней.

Третий – если у вас есть отложенный спрос на дорогостоящий товар, например машину или квартиру, то имеет смысл на имеющиеся сбережения эту покупку совершить сейчас, пока ещё есть возможность покупать по старым ценам.

Владимир Акулов, декан экономического факультета ПетрГУ:

– Похоже, у нас наступают «тощие» годы. Но только в этом году в резервном и фонде национального благосостояния накопленные средства увеличились на 2500 миллиардов рублей. Это много. Например, весь бюджет Карелии – 25 миллиардов рублей. И падение доходов от продажи нефти, если посмотреть на реальные цифры, тоже не такое уж катастрофическое. За одиннадцать месяцев прошлого года средняя цена барреля нефти составляла 107 долларов. За одиннадцать месяцев этого года средняя цена — 100 долларов. И даже если за последние месяцы она сильно упадет, все равно по итогам года в среднем составит 90 с чем-то долларов. Разве это такое уж серьезное падение?

Ольга Голодец, вице-премьер России:

– Мы заканчиваем год с 15,7 миллиона бедных в стране. Но в условиях инфляции их число будет расти неминуемо, особенно среди семей с детьми. Детские садики, ясельки – это защита от бедности. Когда ребенок ходит в детсад – он сыт и присмотрен. Надо подумать о занятости молодых матерей. Важно сохранение тренда на уменьшение среднего возраста матерей в целом по России в сложившихся условиях.