Политика Бюджет Карелии 2015 года принят в окончательном чтении

Губерния
№52 (970) 24.12.2014

15 декабря депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия приняли в третьем и окончательном чтении главный финансовый документ республики – законопроект «О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

– Расходная часть бюджета будущего года утверждена в размере 29 миллиардов рублей, и это очень достойно. Мы не снижаем уровень жизни в республике, – говорит Председатель Законодательного Собрания Карелии Владимир Семенов. – Самое главное, что бюджет у нас остался социально направленным. В частности, очень большая нагрузка на нем по линии здравоохранения и социальной защиты. Но я уверен, что в течение года расходная часть бюджета увеличится, как это всегда бывало в предыдущие годы. По ряду программ наверняка будут добавлены федеральные деньги.

Если в начале 2014 года расходная часть бюджета была 28 миллиардов рублей, то к концу года с учетом того, что Москва добавила деньги по выпадающим доходам от консолидированного налогоплательщика – «Карельского окатыша» и по ряду других направлений, мы выходим на то, что расходная часть бюджета будет 33 миллиарда рублей.

– Но ситуация, в которой наша страна оказалась в этом году, несколько отличается от того, что было в предыдущие годы. Вы не думаете, что санкции, введенные в отношении России, присоединение Крыма, помощь Российской Федерации Новороссии и падающие цены на нефть приведут к тому, что ожидаемой финансовой поддержки Карелия в 2015 году не получит?

– Мы стараемся учитывать реалии сегодняшнего времени, а реалии очень сложные. Перед нашим государством серьезные задачи, которые требуют мощнейшего решения, как политического, так и экономического. Как отметил на своей пресс-конференции Президент страны Владимир Владимирович Путин, корректировку просто невозможно провести за один день. Стабилизация экономики – это кропотливая системная работа, для успешного завершения которой нам надо просто набраться немного терпения и объединиться вокруг общей идеи. А по поводу Крыма как одного из субъектов Российской Федерации следует понимать, что раз крымчане провели референдум и регион вернулся в состав России, теперь все законы Российской Федерации должны распространяться и на жителей Крыма, в том числе законы о социальном и пенсионном обеспечении. Крым не имеет сухопутного сообщения с другими регионами России, поэтому большие затраты идут на транспортную схему. Кроме того, в Крыму очень слабо развита своя энергетика. И эти проблемы нужно решать. Ситуация в государстве непростая, но я не думаю, что из-за этого Карелия останется без финансовой помощи. А вот какой она будет по своему объему, сейчас сказать действительно трудно. По всем прогнозам 2015 год будет тяжелым, в связи с этим у нас есть два варианта: либо начинать кого-то ругать, либо начинать что-то делать. Я за второй вариант развития событий.

– Владимир Николаевич, как вы оцениваете работу республиканского парламента в этом году? Каким направлениям было уделено наибольшее внимание?

– В этом году мы работали много и достаточно плодотворно. Серьезное внимание было уделено социальному и экономическому направлениям. Мы чем могли помогали Правительству Республики Карелия в решении задач, касающихся большой промышленности, уделяли много внимания вопросам среднего и малого бизнеса. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент страны Владимир Владимирович Путин очень хорошо сказал о малом и среднем бизнесе: в России должны быть приняты все меры для того, чтобы бизнесменов, которые работают честно и добросовестно, не дергали бесконечными проверкам. Я буквально вчера разговаривал с некоторыми представителями малого и среднего бизнеса. И, честно говоря, они действительно ждут, когда же то, о чем говорил президент, начнет действовать. Потому что, если бизнесмен работает честно и к нему нет никаких замечаний, не нужно ему мешать.

– А если замечания есть?

– Если замечания есть или выявлены нарушения, это даже не обсуждается – должны предприниматься соответствующие меры. Но при этом все акты, которые составляют контролирующие, проверяющие и надзирающие органы, должны быть публичными. Если проверка была, то ее результаты должны быть общедоступны, они должны быть выложены на сайте, чтобы все остальные, кто работает в малом бизнесе, видели, какие нарушения допустил, скажем, частный предприниматель такой-то и как его за это наказали. И все должны сделать выводы, как поступать не надо. А если акты проверок пишутся кулуарно и после не обнародуются, от них больше вреда, чем пользы. И доверия к таким проверкам у представителей малого и среднего бизнеса быть не может. Все должно быть в пределах закона, в пределах правил. Не должно быть такого: хочу – милую, хочу – наказываю. Вот я все время привожу пример про сотрудников ГИБДД. Почему в России водители на дорогах всегда вступают с ними в диалог, а в Финляндии нет? Почему, двигаясь по российским дорогам со скоростью 130 км в час, по территории Финляндии эти же самые водители едут со скоростью 80 километров в час? Что меняется с пересечением границы? А ничего не меняется. Просто там действует норма закона. И никогда в жизни ни один полицейский Финляндии не вступит с вами в диалог и не будет выяснять, почему вы вдруг нарушили Правила дорожного движения. Он сразу выпишет штраф за нарушение закона. А у нас? Остановился – диалог. Не так припарковался – можно еще и поругаться.

– В России у людей несколько другое отношение к законам. К сожалению.

– В такие моменты я всегда задаюсь вопросом: «Почему?» Вот есть двор, в котором должны быть и зона отдыха, и зона парковки, и детская площадка, только это все нужно благоустроить. Я понимаю, что это все тянется с советских времен. Нас так воспитали. Мы привыкли, что все должен сделать дядя. Но сегодня большинство квартир приватизированы. И наши граждане очень быстро научились этими квартирами торговать. А вот работать у себя во дворе никак не научатся. Все сидят и ждут, пока кто-то придет и все сделает.

– Управляющие компании?

– Управляющие компании – это просто беда нашей страны. Я уверен, что у них нет будущего. Будущее за товариществами собственников жилья. Люди должны осознать, что дом – это их собственность. Посмотрите, что творится с капитальным ремонтом домов. Несмотря на то, что в Карелии создан Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, мы постоянно работаем с законом о капитальном ремонте жилья. Теперь уже вроде все понимают: все, что находится внутри квартиры, если она приватизирована, – это собственность владельцев квартиры. И собственники сами должны и кран поменять, и унитаз починить. Люди по-другому начали относиться к этому имуществу. Но это внутри квартиры. А как только переходим к общему имуществу в домах, начинаются вопросы. Когда граждане поймут, что подъезды и территория вокруг дома – это тоже их собственность, только коллективная, тогда что-то начнет меняться. Не все можно решить на законодательном уровне.

– Государственный долг Карелии в этом году впервые достиг 20 миллиардов рублей. И впервые появились разговоры о том, что наша республика – банкрот.

– Госдолг действительно существует, но никакой трагедии в этом нет. Мы же живем в одном государстве. Да, есть у нас внутренний долг бюджета Карелии, но дело в том, что бюджетные отношения несколько отличаются от экономических отношений. Это в бизнес-отношениях, если есть неоплаченные долги, далее уже идут суд, предбанкротство, банкротство… В бюджете таких отношений нет. То, что у Карелии есть долг, и то, что Костомукшский ГОК «ушел» в группу консолидированных налогоплательщиков – все это стимулируется нас к тому, чтобы мы начинали лучше работать, начинали искать, где еще мы можем заработать налоги. Но зарабатывая налоги, всегда нужно помнить о том, что на бизнес давить нельзя. Простейший пример: железная дорога ввела новые правила оплаты между пунктами транспортировки. И это сразу же повлияло на транспортировку щебня в Республике Карелия.

– Что значит «новые правила оплаты»?

– Они изменили методику расчета цены на транспорт, что привело к увеличению этой цены в два-три раза. Решили железнодорожники свою проблему? Наверное, решили, но при этом они жестко наказали производителей щебня. Щебень, который идет с наших карьеров, стал менее конкурентоспособным, чем щебень, который покупают на Украине. Железная дорога, решив свой вопрос по оплате грузовых перевозок, «надавила» на бизнес. Ни в коем случае так делать нельзя. Любые решения должны быть обоснованы и просчитаны. Вот и с налогами так же. Прежде чем где-то добавить налоги, нужно посчитать, не приведет ли это к уменьшению объемов производства. Должен и бизнес работать, и налоги должны платиться. Сложная задача? Сложная. Но если страна сосредоточена на решении своих проблем, если есть глубинное понимание важности момента, если люди объединяют свои усилия – мы всё преодолеем, уверен.

Беседовала Ольга Градова