Общество Водка не подорожает?

Губерния
№53 (971) 31.12.2014

Владимир Путин выступил против повышения цен на алкоголь. Президент России считает, что это лишь увеличит потребление суррогата.

По его мнению, бороться с алкоголизацией населения нужно, используя здравые методы, а не через завышение цен.

Так Путин прокомментировал заявление губернатора Московской области Андрея Воробьёва, который на заседании Госсовета предложил направлять часть средств от акцизов на алкоголь на финансирование культуры.

Путин считает, что в борьбе с алкоголизацией населения нужно использовать все средства, среди которых и культура, и спорт.

Тем временем депутаты Госдумы одобрили правительственный пакет поправок, позволяющий размещать рекламу вина, сделанного из российского винограда, в печатных СМИ, на интернет-сайтах и ТВ. В силу закон вступает 1 января 2015 года. Рекламировать вино будут с 23:00 до 7:00 местного времени. Запрещено это делать и во время трансляции детско-юношеских спортивных соревнований.

Уточнение, что рекламировать можно не просто российское вино, а произведенное из отечественного сырья, резко сужает круг потенциальных рекламодателей. По данным Союза виноградарей и виноделов, сейчас в стране виноград выращивают около 280 хозяйств, из которых только 61 хозяйство имеет мощности по первичной переработке винограда. Мало кто производит вино из чисто российского сырья. В 2013 г. из 23,5 млн бутылок игристого вина на «Абрау-Дюрсо» 6,4% была продукция из собственного винограда.

Нынешним летом Госдума одобрила временное – до января 2019 года – возвращение рекламы пива в прессу. Однако и пивовары, располагающие несравнимо большими рекламными бюджетами по сравнению с виноделами, не слишком активно пользуются открывшейся возможностью.

В июле–ноябре этого года пивовары потратили на рекламу в центральной периодике, по оценке аналитического центра «Видео Интернешнл», 19,6 млн руб. (без НДС). В целом рекламные доходы издателей за эти месяцы превысили 9 млрд руб. Пивовары обеспечили лишь 0,2% общей рекламной выручки прессы.

Что думают известные люди России и Карелии?

Александр Степанов, депутат карельского парламента:

– Во-первых, конечно, в словах Путина есть определенный резон. Одно повышение цены на алкоголь проблемы не решает, люди пьют не из-за того, что алкоголь дешевый, а по совершенно иным причинам. Например, если в деревне нет работы и перспективы. Только наши власти создавать в провинции новые рабочие места не спешат. Вот поэтому я думаю, что тут есть и причина, которую президент никогда не назовет. Это боязнь массовых акций протеста, а они, как известно, начинаются отнюдь не в состоянии массового опьянения, а в состоянии отрезвления. Как раз пьяным народом управлять легче. Может быть, это и есть главная причина, почему Путин против удорожания цены на водку.

Леонид Попович, глава Союза виноградарей и виноделов России:

– Никто не заплатит таких денег, каких попросят телевизионщики. Ни у кого таких денег просто нет. На рекламу в печатных СМИ, в Интернете, возможно, у кого-то и будет бюджет, но не для телевидения.

Владимир Путин, Президент России:

– Знаете мою позицию, я категорически против любой алкоголизации населения. С этим нужно, безусловно, бороться. Но бороться нужно здравыми способами, средствами. В борьбе с алкоголизмом нужно использовать все средства, в том числе необходимо повышать уровень развития культуры, повышать интерес к спорту. Запретительные меры, в том числе экономического характера, приведут только к развитию рынка нелегального алкоголя.

Андрей Воробьев, губернатор Московской области:

– Часть средств от акцизов на табак и алкоголь может пойти на развитие культуры. Мировой опыт и расчеты Министерства культуры говорят о том, что одним из источников финансирования отрасли могли бы стать частичные отчисления от акцизов на алкоголь и табак. Практика показывает: когда создаются целевые фонды – дорожный, капремонта, поддержки промышленности – процессы становятся прозрачнее, а проблемы начинают решаться быстрее. Для культуры тоже может быть создан такой целевой фонд. И, конечно, важно обеспечить эффективность расходов.

Вадим Дробиз , руководитель Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя:

– Реклама российского вина на радио и ТВ будет способствовать импортозамещению. Кто у нас знает, что за последние 5 лет на самых престижных винных дегустационных конкурсах в Лондоне российские вина получили более 250 наград? Это вина, которые продаются в магазинах, в разы дешевле импортных аналогов. Наоборот, только теперь, с возвращением рекламы вина на телевидение, я вижу, что у государства появились мозги. До сих пор антиалкогольная кампания велась бессмысленными ограничениями и запретами. Ни в одной стране мира ограничения и запреты не приводили к снижению потребления. Когда рассказывают про Швецию и Финляндию – там тоже этого нет. Там алкоголизация растёт последние 30 лет. Там пьют столько же алкоголя, сколько в России. 70 лет назад во Франции, Италии, Испании употребляли 130-140 литров вина на душу населения. Сейчас – 35-40 литров. Часть алкоголя оттянуло на себя пиво. Но главное – изменился уровень жизни, изменился характер труда. Именно качество жизни, в первую очередь, снижает потребление алкоголя. России это не светит.