Общество Усы тигра

Александр Фукс
№3 (974) 21.01.2015

В Грозном состоялась демонстрация в защиту исламских ценностей. Она прошла под лозунгом «Мы любим пророка Мухаммеда» и собрала, по данным МВД, порядка 800 тысяч человек. В городе, население которого едва ли превышает население Петрозаводска, съехались мусульмане со всей страны, чтобы поддержать ислам и выразить свой протест тем, кто оскорбляет чувства верующих.

Поводом для этой грандиозной демонстрации явились недавние трагические события, когда террористы убили 10 журналистов парижского издания «Шарли Эбдо» (кроме них погибли еще двое полицейских). Журналистов убили за то, что они позволяли себе рисовать карикатуры на пророка Мухаммеда и насмешливо относиться к исламу. Иными словами, за неправильные рисунки. В Европе эта трагедия потрясла многих. Во многих городах люди выходили на улицы и несли цветы к французскому посольству, в Париже прошла демонстрация, собравшая три миллиона человек, и даже футбольные матчи на той неделе начинались с минуты молчания. Потому что в сознании современного человека не укладывается, как можно убивать за рисунки. Даже за грубые, глупые и циничные. Можно судиться, ругаться, протестовать, но не убивать же. Мир единодушно чтил память погибших. В России же почти миллион человек вышли на демонстрацию, чтобы осудить не убийц, а… убитых.

Я согласен, что такая демонстрация была нужна. Но все-таки, наверное, не после теракта, а вместо него. Пока никто не погиб, нужно было выходить на улицы и объяснять, что такие карикатуры очень обижают миллионы верующих людей. Массе сегодняшних христиан этого уже не понять. Полтысячи лет назад они и сами с удовольствием жгли на кострах еретиков и зверски пытали людей другой веры. В свое время в том же Париже католики за одну ночь вырезали 2 тысячи гугенотов только за то, что те позволили себе иную трактовку доминирующей религии. А в доброй православной Руси в XIV веке стригольников топили в реках, а в XV – XVI веках жидовствующим урезали языки и рубили головы. Многих беспощадно жгли. Потому что все это были «злоказненные хулители церкви» и «развратители христианской веры». Исламские радикалы убили журналистов «Шарли Эбдо» за карикатуры. Это дико и ужасно. Но за что в свое время христианская церковь умертвила бедного Джордано Бруно? Помните? Просто за то, что он иначе смотрел на звезды. С тех пор христианство повзрослело и помудрело, оно уже не бросается с карающим крестом на инаковерующих, оно научилось прощать и не обижаться, и ему трудно понять, как из-за рисунка можно лишить человека жизни. Ислам же моложе христианства на 600 лет. В конце концов, должен же и он пережить свой период подросткового максимализма. Это нужно объяснять, втолковывать и снова объяснять. Но не убивать же.

Мы же живем здесь и сейчас. С нашей терпимостью, с нашим образованием и с нашими традициями. Мы знаем, как у нас принято реагировать на те или иные действия. Мы ожидаем пощечины, суда, слез, ответной карикатуры, а нас просто приходят и расстреливают из автомата. И что же делать? Где находится грань допустимой провокации? Можно ли насиловать девушку за то, что она спровоцировала нас короткой юбкой? Нельзя. Но можно ли девушке носить короткие юбки? Можно. Зная пылкий нрав некоторых мужчин, наше общество все же не запрещает женщинам провоцировать их. Но если женщина приезжает на Восток, то там ходить в таком виде ей уже не следует. Там другие правила и другие нравы. А у нас можно. Может быть, так же и с карикатурами? Они как девичья мини-юбка. Насиловать за них нельзя. Но риск быть изнасилованным имеется.