Общество Похищение Паккайне

Ряппиева Дарья Суворова Юлия,
№3 (974) 21.01.2015

В наш век рыночных отношений продается все – даже то, что в принципе купить невозможно. Еще не успела вьюга замести на олонецкой земле следы от величавого сапога главного Деда Мороза страны из Великого Устюга, приезжавшего на день рождения к Паккайне, еще не закончили доедать новогодний оливье, как вдруг с олонецким Морозцем стали происходить невероятные вещи.

Он неожиданно повел себя странно: загордился и уехал от родителей, покинул свою малую родину. Родину, которая дала ему жизнь, успех, славу. Причина отъезда оказалась более чем странной. Паккайне «увидел вдруг диво-дивное» в образе поселка Чална и «обомлел от красот невиданных». Там он растаял, ну или чуть не растаял от вида снегоходов и современных джипов и вдобавок ко всему под восторженный лай собак встретил мечту своей жизни – снегурочку-кинолога.

Новая прописка

Спешим успокоить читателей: нет, олонецкий Паккайне не выжил из ума и весь этот бред, к счастью, к нему не имеет никакого отношения.

Просто вся вышеописанная история появилась недавно на одном из коммерческих туристических сайтов. Она могла бы вызвать у олончан лишь улыбку. Ну любят некоторые напустить тумана, чтобы привлечь любое внимание и на этом поживиться, ну пусть развлекаются. Мы-то уж знаем, что наш Паккайне – сын купеческий, хоть и сказочный, но достойный и любимый персонаж. Он не упадет в обморок от снегохода и не продаст родину за джип. А самое главное, он – наш и покидать нас не собирается. В наступившем 2015 году день рождения Паккайне никто не отменял. К нему в гости, как и все предыдущие 15 лет, вновь приедут его друзья Морозы, и зима по традиции начнется в Олонце.

Поэтому на сайте, скорее всего, что-то напутали.

Но если внимательно приглядеться, то можно заметить, что вся эта дикая история на сайте турфирмы подкреплена стилизованной фотографией олонецкого Морозца. И внизу под текстом даже представлена ссылка на его личный сайт. А там, на сайте, как и положено – фотографии, история, все дорогие сердцу моменты жизни легендарного персонажа. То есть у любого посетителя не должно остаться и толики сомнения в том, что Паккайне у них настоящий и теперь он проживает и ждет туристов в волшебной диво-дивной резиденции под Чалной.

Но постойте, как же так? Где же здравый смысл? Руководитель нового проекта «Резиденция карельского Деда Мороза – Паккайне» (хотя Паккайне вовсе не Дед Мороз, а молодой Морозец) Николай Столяров уверен, что главная причина «побега» нашего героя в том, что Чална ближе к Петрозаводску. Николай Дмитриевич также добавил, что резиденцию давно ждали, но не дождались, поэтому «реализовали свою мечту: открыли резиденцию карельского Деда Мороза, а правильнее сказать – вотчину». Ну что ж, мечтать, как говорят, не вредно. Но почему реализовывать мечту надо за чужой счет, используя чужую идею?

Авторское право

Вот что думают обо всем происшедшем олончане.

Наталья Николаева, директор Олонецкого национального музея карелов-ливвиков им. Прилукина:

– Очень обидно. Паккайне как персонажа создавала авторская группа, рожала, так сказать, в муках. И тем, над чем мы столько трудились целых 15 лет, просто воспользовался кто-то предприимчивый, причем этот кто-то – наш ближайший сосед. Никакого согласования, никаких рабочих встреч. Просто берут готовый образ, легенду, бренд и наживаются на этом. Делить нам нечего, но воровать у своих же – нехорошо. Некрасиво.

Владимир Лукин, руководитель карельской региональной общественной организации «Олонецкие карелы»:

– Практика показывает, что для достижения коммерческих интересов сейчас все чаще способов не выбирают, используют любые. Поэтому очень важно зарегистрировать авторское право, потому что Паккайне – олонецкий бренд. Родители у него здесь, а там кто? Разве только отчим или мачеха.

К вышесказанному остается лишь добавить, что да, авторское право не зарегистрировано. Но есть же закон о рекламе. Вот, например, статья № 5. «Общие требования к рекламе». Пункт второй ясно говорит, что недопустимо, если реклама порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента. Пункт третий подтверждает, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения. Есть в законе еще и акцент о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами. Если взять седьмую статью, то вообще не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Оставим специальные термины компетентным органам, это их, что называется, вотчина. А в нашем случае закончить хочется на позитивной ноте. Когда главный Дед Мороз из Великого Устюга узнал об этом вопиющем плагиате, то он, мудро усмехнувшись в свою красивую бороду, подбодрил Паккайне. Его тоже когда-то хотели повторить, вот только время показало, что потуги были напрасными.