Общество Шопинг без отрыва от производства

Алёна Павлова
№3 (974) 21.01.2015

Казалось мне, что 90-е годы со своими пережитками уже в прошлом и мы – цивилизованная страна с развитыми торговыми отношениями. И кредитками научились пользоваться без паники, и интернет-магазины освоили, знаем, что такое хэштеги и купоны, занимаемся совместными покупками и имеем портмоне для дисконтных карт. Цивилизованные белые люди.

Помните ли вы такое явление, как челноки? Ну то есть не предприниматели, а отдельные торгаши, которые сами продают свой товар, появляясь то в одном, то в другом месте со своими сумками в клеточку? Как оказалось, они ещё живы и вполне себе челночат по предприятиям.

Недавно зайдя в учительскую, я в очередной раз обнаружила, что по всему периметру помещения развешаны и разложены юбки, платья, брюки, блузы и прочие турецкие радости для женщин. И вот меня уже настойчиво спрашивает мужчина, точно ли я не хочу приобрести себе шубу за недорого и даже в кредит? Вот и женщина с густо накрашенными бровями доказывает, что её товар очень качественный, а главное – фирменный. А сегодня модные спортивные костюмы как раз для вашей фигуры! И этот вечно работающий маркетинговый ход: «Только сегодня и только для Вас сделаю скидочку!» И снова ищешь расписание под юбками и невольно становишься свидетелем того, как кто-то, поддавших на уговоры и соблазнившись скидкой, примеряет очередную «турецкую радость».

После долгих лет цивилизованного шопинга я очутилась почти что в сельпо и даже сначала опешила. И задавала глупый вопрос: «Вы что, правда это покупаете?» – «Да! Очень хорошие вещи!»

Конечно, все индивидуально и вкусы должны быть разные. Но странно, зачем покупать синтетические или откровенно старомодные одежды, когда есть столько возможностей купить более современные и качественные вещи по умеренным ценам в цивилизованных и предназначенных для этого местах? Не в такой уж и глухой деревне мы живем! До города из близлежащих поселков и деревень можно спокойно доехать много раз в течение дня. А добравшись – ходи да выбирай! Тут тебе и торговые центры, и бутики, и шоу-румы, и секонд-хенд на крайний случай. А сколько скидок и разнообразных акций постоянно проводится! А самое главное, на мой взгляд, приобретая понравившуюся вещь, делаешь это легально, сохраняя все свои права на возврат либо обмен. Более того, стоимость покупки в цивилизованных магазинах иногда дешевле, чем в каморке, что за актовым залом.

Помнится, ещё в моем детстве в школьные учительские приезжали люди со своими баулами и располагались, как у себя дома. А учителя бегали с платьями по кабинетам и примеряли. Но тогда было другое время. 90-е годы, маленькие зарплаты и отсутствие выбора и альтернативы. Более того, «заграничных» товаров практически не было. Поэтому и ездили особо предприимчивые люди по заводам, больницам, школам, садикам и прочим конторам, успешно торгуя азиатско-арабским товаром. А женщинам только это было и надо! Без отрыва от производства, так сказать, шопились.

Но теперь-то какая нужда в этом? Нехватка времени? Маловероятно. В основном покупателями челноков являются женщины почтенного возраста. Молодые и модные представительницы прекрасного пола одеваются исключительно в магазинах, оборудованных кассовыми аппаратами, платежными терминалами, дающих скидочные карты и всяческие бонусы да подарки. Может, тут все дело в стоимости товара у челноков? Отнюдь. Самая простецкая юбка стоит от 2000 рублей! При всем при этом на бирке написана какая-то абракадабра, никакой информации о самом товаре, да и вообще, никаких условий для примерки! Быть может, я очень экономная, но если уж и покупать юбку за 2000 рублей, то надо хотя бы получить чек. А то будет, как в кино: «Мы, русские, не обманываем друг друга!»

Так все же почему до сих пор такой вид деятельности не вымер, как мамонты, а хило-дохло, но ещё живет? Варианты ответов: советская привычка, почти на генетическом уровне, безграничное доверие людям (ещё одна национальная черта), лень-матушка или мнимая выгода (и это все туда же). А может, все вместе? Наверное, это и есть основные причины нецивилизованных торговых отношений. Сдается мне, что, кроме Востока и бывших республик, только мы грешим таким вот незаконным бизнесом.

В один такой прекрасный день шестиклассница пошла за журналом в учительскую. Приходит и говорит всему классу: «Там, в учительской, столько тряпок натащили! И все такие бабкинские!» А потом обратилась ко мне: «Алёна Сергеевна, вы хоть там не покупайте ничего!» – «Настя, так некрасиво говорить. Вкусы разные!» – «Ну че, если это правда!» И нечего ответить ребенку на такое резонное замечание.