Общество Пачка масла

Александр Фукс
№7 (978) 18.02.2015

Эту дикую историю активно обсуждали на прошлой неделе. Сейчас она уже начала забываться, но все же напомню. Сотрудники магазина «Магнит» в Кронштадте заподозрили 81-летнюю блокадницу Раузу Галимову в краже пачки масла и вызвали полицию. Полиция отвезла пожилую женщину в отделение, и там она умерла от сердечного приступа.

Уже потом петербургская прокуратура сообщит, что бабушка вовсе не воровала масло. Из записи с камер видеонаблюдения видно, что она заплатила за все взятые продукты, а пачка масла лежала в корзине под сумкой, и несчастная женщина просто ее не заметила. Потом она доставала деньги, пыталась заплатить, но годящиеся ей во внуки работники «Магнита» посчитали своим долгом наказать ее. Они решили наказать старушку-блокадницу, потому что «а вдруг она специально спрятала масло под сумку»? И вообще, это была не одна пачка масла, а три! К тому же, им показалось, что она и раньше у них подворовывала. Ну и милиционеры (или как там они сейчас у нас называются) не могли просто так отпустить старого человека. Ведь существует порядок. Протокол, выяснение личности, отчетность. В общем, убили…

Но я сейчас не хочу рассуждать о черствости конкретных людей. Я хочу говорить о нашем тотальном, массовом, голубоглазом лицемерии. Ведь на месте продавцов и полицейских могли оказаться чиновники, врачи, санитарки, почтальоны, судьи, водители, пассажиры, прохожие – кто угодно. Мы с вами. Любой из нас. Дело не в «Магните» и не в Кронштадте. Эта жуть могла произойти в Твери, в Торжке и в Таганроге. В любом магазине, в любой поликлинике и в любой очереди. Раузу Галимову убили не конкретные бездушные люди, а вся наша гнилая, лицемерная и подлая система отношения друг к другу.

Семьдесят лет мы без устали говорим о Великой Победе. Воспеваем Подвиг отцов, называем 9 Мая главным праздником страны и запрещаем «искажать историю». Мы называем ту войну Священной, а людей, переживших ее, – Героями. Мы готовы предать анафеме телеканал за то, что он позволил себе задать кощунственный вопрос по поводу Ленинградской блокады. Мы гордо называем себя спасителями Европы и победителями фашизма. Мы произносим очень много горячих, прекрасных слов и… все. Наши герои-победители живут в непотребных хрущобах и получают издевательские пенсии. С каждым годом людей, переживших войну, становится все меньше, но за каждую, даже самую ничтожную, копеечную льготу им приходится унижаться в чиновничьих коридорах и судах. В восемь лет Рауза Галимова пережила блокаду. А в восемьдесят упивающаяся своей Великой Победой страна решила ее наказать за пачку масла. Да даже если она хотела ее украсть. Даже если не одну пачку, а десять. Какая разница? Этих людей остались единицы. Неужели они не заслужили ничего, кроме помпезных, трескучих, но пустых слов?

Я уже несколько раз рассказывал, как присутствовал на суде, где пожилые люди доказывали, что Заонежье во время войны было концлагерем. Если бы их признали малолетними узниками концлагерей, они бы имели право на лишние три тысячи рублей к пенсии. Казалось бы, не мелочитесь, дайте доживающим свой скорбный век старикам эти смешные деньги. Но нет. Система упиралась и сопротивлялась. Суды раз за разом отказывали им. Жертвы Священной войны не удостаивались от своих потомков даже стодолларовой подачки. Но зато 9 Мая эти потомки приосанивались, напускали на очи крокодиловы слезы и начинали петь свои фальшивые песни о Великой Победе, Вечной Памяти и Бессмертном Подвиге.

В общем-то, это очень удобно. Спекулировать на военной теме куда проще, чем реально заботиться о людях. Петь о героях веселее, чем помогать им. Да и вообще песни у нас важнее людей. Ведь люди, в конце концов, приходят и уходят. А песни, знаете ли, остаются.