Общество «Победить курительные смеси сможет только будущий нобелевский лауреат»

Губерния
№8 (979) 25.02.2015

В России принят новый закон о запрете Spice.

За незаконный оборот психоактивных веществ предусмотрена уголовная ответственность, а за их употребление и пропаганду – административная. Распространителям «Спайс» грозит наказание в виде штрафа, обязательных или принудительных работ, а также лишения свободы на срок до 8 лет. За употребление новых потенциально опасных курительных смесей предполагается штраф в сумме от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест.

Кроме того, новые положения закона позволят Федеральной службе по контролю над оборотом наркотиков оперативно реагировать на появление новых наркотических веществ. Обнаруженные и признанные потенциально опасными новые смеси «Спайс» в течение нескольких дней будут внесены в официальный реестр службы и опубликованы в сети Интернет. До принятия закона в реестре числились только 44 запрещенные курительные смеси, однако на сегодняшний день уже известны и классифицированы как запрещенные 734 новых состава смеси «Спайс».

Проблема распространения и употребления «Спайса» в России приобрела довольно серьёзный и угрожающий характер. От «Спайса-убийцы» пострадали свыше 2 тысяч человек, из них более 40 скончались. В конце октября ФСКН удалось добиться запрета веществ, входящих в «Спайс-убийцу», однако другие виды курительных смесей продолжили хождение.

После этого Президентом РФ был внесен законопроект о запрете оборота психоактивных веществ.

С осени прошлого года в Петрозаводске наблюдается всплеск потребления «Спайса», прежде всего, среди молодежи. Так, на Станцию скорой помощи поступило 187 вызовов по фактическому употреблению токсических или наркотических веществ. 90 процентов среди них – молодые люди в возрасте моложе 35 лет, 72 процента – моложе 25. По данным антинаркотической комиссии, за 2014 год количество наркотических смесей «Спайс», изъятых в Карелии, выросло в 12 раз. Начало употребления приходится в основном на 14 лет. Возраст сбытчиков обычно 15-16 лет.

Между тем в карельских лабораториях нет достаточных мощностей для выявления «Спайса» в крови.

Тем временем в России хотят упразднить ФСКН. Функции борьбы с преступлениями в области оборота наркотиков (в том числе и по их расследованию) предлагается передать от ФСКН Министерству внутренних дел, а некоторые дополнительные функции наркополиции (в частности, антинаркотическое просвещение и содействие реабилитации наркозависимых граждан) – Министерству здравоохранения. Причиной сокращения спецслужбы является бюджетная оптимизация в условиях экономического кризиса. Согласно циркулирующим слухам, из нынешних 35 000 сотрудников ФСКН в состав МВД перейдут от 10 000 до 15 000 человек. Директор ведомства Виктор Иванов слухи о ликвидации опровергает. Но подтверждает, что в ФСКН планируется провести сокращение штата на 10-15%, как и в других силовых ведомствах.

Что думают известные люди России и Карелии?

Ольга Ларионова, главный врач Республиканского наркологического диспансера Карелии:

– В некоторых регионах химико-токсикологические лаборатории более мощные. Там могут определить большее количество видов «Спайса». Также это можно сделать с помощью тест-полосок. У нас тест-полоски на определение только 20 видов синтетических наркотиков, но таких наркотиков гораздо больше.

Виктор Иванов, директор ФСКН России:

– Эффективность борьбы с наркомафией вырастет, поскольку мы отработали новые методики по борьбе со «Спайсом» и международной преступностью. Эти методики мы усовершенствуем, у нас есть научно-исследовательский центр, где обобщается, анализируется информация и вырабатываются новые подходы. ФСКН не стоит на месте, так же как и наркомафия, которая адаптируется к процессам глобализации, использованию Интернета, новым видам коммуникаций.

Виктор Черкесов, первый директор ФСКН России:

– Если ФСКН упразднят, то сложившаяся система борьбы с наркопреступностью будет дезорганизована на радость наркомафии. Неизбежно произойдет резкий скачок количества смертей молодых соотечественников, колоссально увеличатся ресурсы наркомафии, прибыль которой свободно хлынет в теневую экономику и на коррупционные сделки, что усугубит ситуацию в стране.

Евгений Брюн, главный нарколог Минздрава России:

– Разрешить проблему «Спайса» сможет только будущий нобелевский лауреат. Мы никогда не закончим говорить на эту тему, это очень сложно. Пока есть люди, живущие на свете, у части из них будет склонность к зависимому поведению. У этих людей это генетически предопределено. Но законы нужны. Так, когда закрыли безрецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов в аптеках, дезоморфин сразу сошел на нет. Так будет и в этой ситуации – гораздо меньше будет и поставок, и потребления.

Лев Левинсон, эксперт Института прав человека, руководитель программы «Новая наркополитика»:

– Заявление о том, что смеси «Спайс» легальны, – легенда. То есть ходят слухи, что какие-то запрещены, а какие-то нет. Нет ни одной психоактивной курительной смеси, за которую сейчас бы не сажали. Я могу назвать тысячи, если не десятки тысяч дел. Эта легальность была ловушкой не только для тех, кто их продавал, но и для тех, кто употреблял. Потому что приобретение в крупном размере, а крупный размер – это не очень большие количества, наказывалось как тяжкое преступление – от трех до десяти лет лишения свободы.

Анна Саранг, руководитель защищающего права наркопотребителей Фонда имени Андрея Рылькова:

– ФСКН не знает, что делать с галопирующим распространением смесей «Спайс», а правительство не успевает вносить новые формулы в список запрещенных веществ, поэтому логика законодателя понятна. Такая истерика наблюдалась в связи с кодеином, который был запрещен, что привело к сокращению потребления «крокодила», все вздохнули, но потом появились соли, мефедрон, теперь «Спайс». Более эффективным был бы пересмотр репрессивного подхода, в частности, легализация марихуаны, поскольку смеси «Спайс» являются синтетическими каннабиоидами.