Общество Живите и мучайтесь

Илона Радкевич
№8 (979) 25.02.2015

На днях в Петрозаводском городском суде закончился судебный процесс, который, по сути, подтвердил: жильцы многоквартирных домов почти беспомощны, если их права нарушают психически нездоровые люди.

Создавать проблемы соседям одна из жительниц дома №8 по улице Сортавальской начала еще лет десять назад. Превратив свою квартиру в настоящую помойку, приют, а заодно и кладбище для животных, женщина (сейчас ей уже 84 года) начала отравлять жизнь тех, кто жил с нею рядом.

– Я переехал в этот дом около шести лет назад, – рассказывает Валентин Мальков. – И сразу начал обращаться во все инстанции. Везде получал отказы. Никто ничего не мог сделать. А мы летом, в жару, даже окна приоткрыть не могли, потому что к нам по внешней стороне стены дома ползли тараканы. Подъезд был заполнен мухами и очень сильно воняло.

По словам мужчины, до судов дело дошло всего три года назад, когда сотрудники жилищной инспекции наконец получили доступ в квартиру и увидели все своими глазами. Зрелище было страшным.

– Администрация тогда обещала выдавать предписания, очистить квартиру, – вспоминает Валентин Мальков. – Но в итоге ничего не получилось.

И тогда городская администрация обратилась в суд с иском о лишении владелицы запущенной квартиры права собственности.

Это просто запах

Прежде чем лишить старушку права собственности на жилье и продать ее квартиру на открытых торгах, было решено выяснить, насколько женщина дееспособна. Оказалось – недееспособна. У бабушки органическое поражение головного мозга, и в настоящий момент она находится на лечении в Республиканской психиатрической больнице. Самой ответчицы в суде, разумеется, не было. Ее интересы представляла лечащий врач, а по совместительству – опекун (пока бабушка находится в стационаре, опекунские обязанности лежат на лечебном учреждении). По словам женщины, администрация города пыталась найти родственников старушки или друзей и знакомых, которые согласились бы взять ее под свою опеку, но желающих не нашлось.

Опекун высказалась категорически против продажи квартиры своей подопечной, заверив, что жилплощадь уже убрали.

– Приходила специализированная компания, которая провела помывку, почистку, дезодорацию и обработку от запахов в квартире, – пояснила медик. – Старая и грязная мебель вынесена. Полов, как таковых, там нет. Пришлось все снять. Там была только грязь, утоптанная слоями. Полы не мылись. Наша подопечная просто укладывала книги на пол. У нее очень много хороших книг. Там действительно были и экскременты, и трупы животных. Но все это уже вычищено. Сейчас основной вопрос – подключение коммуникаций, косметический ремонт и покупка мебели. Однако на данный момент работы остановлены. Все упирается в финансы. Нам приходится ремонтировать квартиру за счет собственницы. Накоплений у нее нет, пенсия – около 20 тысяч рублей, а вливания должны быть достаточно серьезные.

Валентина Малькова (а до суда дошел только он, соседи, говорит, уже отчаялись и устали бороться) очень интересовал вопрос, как опекуны бабушки собираются избавляться от отвратительного запаха, ведь даже после уборки находиться в квартире и рядом невозможно.

– Долгие годы там жили, испражнялись, погибали и разлагались животные, запахами пропиталось все, в том числе полы, двери, косяки, окна, – пояснил сосед ответчицы. – Без капитального ремонта жилья, в том числе замены полов, дверей, снятия верхнего слоя стен и потолка, эта квартира для проживания приспособлена не будет. Нормальный человек жить в ней не сможет.

Полный ремонт, разумеется, делать никто не будет. Вопрос повис в воздухе.

– Там есть запах, но это просто запах старого жилья, в котором никто не живет. Я бы не сказала, что это неприятный запах, – как-то не очень уверенно заметила опекун.

Это высказывание вызвало у Валентина горькую улыбку. Дом, в котором расположена указанная квартира, – 1980-х годов постройки, и отнести его к старому жилью, в котором уже по причине возраста должен быть запах, едва ли возможно.

Вернуться домой

Соседи старушки говорят, что ее квартиру убирали две недели и ежедневно выносили оттуда по 50 мешков с мусором. Люди уверены: вернется хозяйка, вернется и мусор! Валентин Мальков напомнил, что в Петрозаводске уже была похожая ситуация, в одном из домов по улице Лисицыной. Хозяйку той квартиры тоже положили в стационар, а ее квартиру вычистили, но через несколько месяцев бабушка вернула обратно и грязь, и животных.

Лечащий врач ответчицы поспешила успокоить соседа, заверив, что, когда их подопечная покинет стены больницы, опекунские обязанности в отношении нее перейдут к мэрии города, и чиновники будут обязаны следить за тем, чтобы собственница содержала квартиру в надлежащем состоянии.

– Учитывая, как администрация посещает наши заседания суда (это произошло лишь однажды. – Прим.авт.), я сомневаюсь, что она будет должным образом смотреть за порядком в этой квартире, – признался Валентин Мальков.

С точки зрения мужчины, самое разумное, что можно сделать в данной ситуации, это продать квартиру ответчицы, а на вырученные деньги купить ей другое жилье. Главное, чтобы оно было в отдельно стоящем здании. Чтобы образ жизни хозяйки не отравлял жизнь окружающих.

– Проживая в благоустроенной квартире, у нее не было никаких благ цивилизации, не было коммуникаций, поэтому покупка полублагоустроенного или неблагоустроенного жилья никак не ухудшит ее положения, – уверен мужчина.

Впрочем, есть у соседей старушки и другое предложение. С их точки зрения, на вырученные от продажи квартиры деньги можно вообще не покупать жилья, а потратить их на содержание бабушки в социальном учреждении, например, в доме ветеранов.

– Вырученных денег ей бы хватило на достойную старость, на содержание и уход, – говорит Валентин Мальков.

Идея, на самом деле, очень даже неплохая. Плохо, что неосуществимая. В дом ветеранов или интернат человек может быть оформлен лишь по собственному желанию, а такого желания у ответчицы нет. После лечения она хочет вернуться в свою квартиру.

Порок воли

Представитель жилищной инспекции так и не смог в суде сформулировать позицию по делу, не высказавшись ни «за» ни «против» лишения бабушки права собственности на квартиру.

– У нас появилось лицо, которое в случае ненадлежащего содержания будет привлекаться, в том числе и к административной ответственности, – пояснил специалист жилинспекции. – С собственницей наши административные действия не имели никакого значения. Теперь нам, по крайней мере, понятно, с кем мы будем работать. Однако раньше у нас, конечно, не было опыта взаимодействия с лечебными учреждениями и администрацией Петрозаводска по данному вопросу, и насколько в случае нарушения наши предписания будут исполняться, мы не знаем.

Впрочем, догадаться не сложно. Соседи не зря опасаются возвращения хозяйки квартиры.

Прокурор признала, что собственники должны содержать помещение в технически исправном состоянии, использовать его по назначению, не разрушать его и не нарушать права соседей. Только в этом случае они не могут быть лишены права собственности на свое жилье. Однако с владелицей квартиры на ул. Сортавальской совсем другая история.

– На протяжении ряда лет ответчица не содержала свое жилое помещение в пригодном для проживания состоянии, привела к его разрушению. Имело место и нарушение прав соседей, потому что в квартире было антисанитарное состояние, запахи распространялись на лестничную клетку и близлежащие квартиры. Кроме того, из квартиры ползли тараканы. И она не пыталась исправить данные нарушения, хотя ей неоднократно вручались предупреждения, – признала сотрудница прокуратуры.– Но все действия ответчицы имели порок воли. Поскольку она психически нездоровый человек, прекратить ее право собственности, выкупив жилое помещение, не представляется возможным. Если бы она была дееспособной, решение этого вопроса можно было бы рассмотреть. А так… Она это делала неумышленно, неосознанно.

Судья с этой точкой зрения согласилась. В иске о выселении старушки было отказано. Как теперь быть соседям, боимся даже предположить. Бедные люди…