Общество «Ходи, смотри, ломай!»

Илона Радкевич
№8 (979) 25.02.2015

Накануне «Гипербореи» только самые ленивые и равнодушные не поинтересовались судьбой снежных и ледовых скульптур на набережной Онежского озера. Горожане искренне переживали за творения скульпторов: было по-человечески жаль, что не пойми откуда взявшийся зимой дождь уничтожает труды десятков людей.

Попасть в число участников конкурса непросто. Желающих много, поэтому комиссия заседает уже на стадии представления эскизов.

– Члены комиссии всегда очень долго обсуждают: часа по три-четыре, – говорит начальник городского управления культуры Сергей Соловьев. – В конкурсную комиссию входят профессионалы, и они сразу видят, какие скульптуры нереально сделать, что в итоге получится другое.

Правда, из-за погоды трудновыполнимыми стали абсолютно все эскизы. В последний день перед праздником мастера доделывали свои скульптуры, в прямом смысле, копаясь лопатами в воде. Кто-то, топая по лужам, доносил себе снег с окрестностей. Чтобы сохранить труды, в срочном порядке был закуплен полиэтилен. Увы, эта мера помогла не всем. Были скульптуры, которые до утра так и не дожили. Правда, самое обидное обрушение одной из снежных скульптур произошло в самый разгар праздника: как раз в тот момент, когда к творению подошло жюри.

В любую погоду

Всего в этом году было 12 скульптур изо льда и 20 из снега (10 из больших кубов и 10 из маленьких).

– При теплой погоде скульптуры очень сложно создавать: лед нужно склеивать, – говорит скульптор Александр Ким. – Когда такая погода, приходится менять свои композиции. Особенно по высоте. Но все скульпторы у нас уже опытные. И мы в любую погоду можем делать. Даже в теплую. Есть специальные технологии.

– Какие? – поинтересовались мы у мастера.

– Мы склеиваем кубы (всего на команду выдавалось по 10 кубов размером 80 см на метр. – Прим.авт.) водой с помощью шприца. Или сверлишь дырочку, выпиливаешь ледяной гвоздик и скрепляешь, как шкаф. В Якутске, например, детали скульптур склеивают водкой, потому что там вода не долетает до земли, слишком холодно.

Не очень благоприятна для скульптур пусть и морозная, но солнечная погода.

– Лед теряет прозрачность, – говорит Александр Ким. – В прошлом году мы, например, днем не могли работать. Отовсюду нанесли картонных коробок, все закрывали и ждали вечера. Но повторюсь: опытный скульптор сделает скульптуру в любую погоду.

И ведь доказал на деле. Творение команды Александра Кима снова завоевало на конкурсе ледовых скульптур первое место.

– Они работали вчера до шести утра, – рассказали гости из Пермского края, которые трудились по соседству с Александром и под дождем пытались сваять «Сияние Севера». – Мы тут молимся, чтобы лед склеился, потому что посмотрели прогноз погоды. И уже понятно, что если у кого-то были планы собрать что-то высокое, сейчас (разговор был в пятницу, прямо накануне праздника. – Прим.авт.) они уже, конечно, не смогут этого сделать.

Наши собеседники – Илья Мехряков и Екатерина Нестерова приехали из города Кунгур Пермского края. Говорят, что узнали о «Гиперборее» давно, отслеживали информацию в Интернете и приехали бы раньше, но всегда останавливала необходимость самим платить за дорогу (проживание и питание для участников конкурса бесплатные. – Прим.авт.).

– Пермь не так уж и близко,– говорит Илья. – На двоих нам эта поездка обошлась в 16 тысяч рублей. Обычно команды состоят из трех человек, а нас всего двое. У меня не было больше знакомых, у кого бы нашлось лишних 8 тысяч рублей, чтобы съездить на три дня поработать, что-то создать. А нам было интересно. Наши знакомые из Харькова два года подряд принимали участие в этом конкурсе. Они показывали фотографии и очень хвалили этот фестиваль.

Едут не за деньгами

Возможность «отбить» деньги, потраченные на дорогу, у скульпторов все-таки есть: нужно занять призовое место. В последние несколько лет суммы гиперборейских выигрышей остаются неизменными. За первое место в номинации «Ледовая скульптура» – 30 тысяч рублей, за второе – 25 тысяч рублей, за третье – 20 тысяч рублей. За первое место в номинации «Снежная скульптура. Большой куб» – 25 тысяч рублей, за второе – 20 тысяч рублей, за третье – 15 тысяч рублей. Номинация «Снежная скульптура. Малый куб» денежных призов не предусматривает: только подарки.

– Мы в этом году пытались увеличить премию, разослали спонсорам письма, но никто не откликнулся, – признался Сергей Соловьев.

Впрочем, рассказала накануне праздника заместитель главы Петрозаводска Римма Ермоленко, призы для скульпторов – не главная цель:

– Я разговаривала с теми, кто в прошлом году ничего не получил. Они и в этом году с большой радостью к нам приехали. У нас атмосфера, которая привлекает.

– Мы стараемся, чтобы скульпторам здесь было комфортно, – пояснил Сергей Соловьев. – Мы их хорошо встречаем, хорошо принимаем, а по окончании делаем вечер-прием.

И чиновники, и гости города отмечают одну явную особенность петрозаводского конкурса ледовых скульптур – его бесплатность!

– Два года назад я был в Финляндии, в Савонлинне. У них тоже проходит подобный фестиваль, – говорит Сергей Соловьев. – Но он у них проходит внутри крепости, вход туда платный. Вот они платят скульпторам премии по 2-3 тысячи евро. Мы себе такого, конечно, позволить не можем. При этом у них нет каких-то массовых мероприятий.

– Я много куда езжу. И могу сказать, что мы почти единственные, где такой фестиваль – не коммерческое мероприятие, – подтверждает слова чиновника Александр Ким. – И песчаные, и ледяные скульптуры – это всегда коммерческие мероприятия. Мы – практически единственный город, в котором все для народа, бесплатно: ходи, смотри, ломай! В Петропавловской крепости, например, ледовые скульптуры строятся в парках. Так там такие высокие заборы-баннеры ставят, что не подпрыгнешь, чтобы что-то увидеть. И очереди вереницей стоят. Вот там, конечно, зарабатывают.

Ложка дегтя

К сожалению, погода – не единственное, что подпортило впечатление от праздника. Да, тяжко и неприятно было ходить по лужам, но тем не менее уже с утра в субботу 21 февраля люди вереницей тянулись посмотреть на творения. Однако помимо скульптур они узрели еще и безобразные ограждения, оставленные леса и ледовый мусор. И если леса к полудню увезли, то огромное количество ледовых отходов так и осталось на месте.

А в остальном «Гиперборея», конечно, удалась. И карнавальное шествие, в котором приняли участие более двух тысяч человек, и театральное представление на сцене, и развлечения, и салют были бесподобны. А уж про конкурс снеговиков и говорить не приходится. В палатках с продуктами в этом году торговали не только шашлыками, пирожками и сладкой ватой. Появились даже вареники и пельмени.

Все происходящее на празднике транслировали в Интернете на сайте giperfest.ru, который отныне будет работать постоянно.

– Сам праздник у нас впервые проходил в рамках праздничных мероприятий, посвященных пятилетию вхождения нашего города в глобальную инициативу Детского фонда ООН – ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям», – говорит Римма Ермоленко. – Это не звание, не почести, это позиционирование, стремление создавать пространство, полезное для детей. В 2011 году 16 городов попали в рейтинг городов, доброжелательных к детям, и Петрозаводск занял первое место, оставив позади Москву аж на 25% показателей.

– «Гиперборея» – это бренд города, – заметила заместитель мэра, напомнив, что несколько лет назад городская власть хотела от этого фестиваля отказаться, и два года подряд не было никаких ледовых скульптур и праздничных мероприятий.

Здорово, что теперь «Гиперборея» снова с нами. Назло любой погоде!