Против бывшего директора картонной фабрики Суоярви Юрия Иванова возбуждено 27 уголовных дел. Его обвиняют в том, что он не выплачивал зарплату своим работникам. А еще он вроде бы, отказавшись отапливать микрорайон Кайпа, чуть не заморозил сотни людей. Только оперативное вмешательство карельского правительства, объявившего в городе чрезвычайное положение и передавшее котельную в ведение компании «КарелЭнергоРесурс», спасло жителей от замерзания. Впрочем, у Иванова есть свое объяснение этой ситуации. По его мнению, при посредничестве правительства нашей республики в Суоярви был осуществлен захват чужого имущества. «Карельская Губернiя» предоставила Юрию Иванову возможность высказать его точку зрения.
Вне игры
По словам Иванова, осенью 2013 года он действительно взялся отапливать микрорайон Кайпа. Впервые за долгое время этот район пережил зиму без жалоб и нареканий. Но, несмотря на это, правительство Карелии отказало Иванову в выплате полагавшихся ему субсидий.
– По закону, фирмы, занимающиеся отоплением, имеют право на получение субсидий из бюджета республики, – объяснил Иванов. – Эти субсидии должны компенсировать фирмам те убытки, которые они несут из-за заниженных тарифов. Реальная стоимость топлива всегда больше, чем та, которой руководствуется госкомитет по тарифам, определяя стоимость теплоэнергии. В итоге на каждой тонне покупаемого мазута предприятия теряют тысячи рублей. Эту разницу правительство обязано вернуть. Но мне ее не вернули.
В ноябре 2013 года правительственная комиссия ознакомилась с документами, предоставленными Ивановым для получения субсидии, признала эти документы соответствующими норме, но в выдаче субсидии отказала, сославшись на то, что в казне нет денег. В конце января Иванову отказали вновь, и снова сослались на бедность.
– За отопительный сезон мое предприятие не получило 6,5 миллиона рублей, – говорит Иванов. – И я бы понял, если бы причина действительно была в скудности казны. Но ведь в то же самое время компании «КарелЭнергоРесурс», созданной самим правительством, выдали субсидий на 62 миллиона!
Чрезвычайное положение
«Карельская Губернiя» уже писала о «КарелЭнергоРесурсе». Компания была создана «Корпорацией развития Республики Карелия», находящейся под патронажем первых лиц карельского правительства, и практически сразу ей было поручено топить в нескольких районах республики. Каждый месяц «КарелЭнергоРесурс» объявлял аукцион на поставки мазута, и каждый месяц на этот аукцион заявлялся лишь один участник – некая «Балтийская топливная компания» (БТК). Причем директором «КарелЭнергоРесурса» являлся… бывший заместитель генерального директора именно этой компании. Каждый раз БТК продавала «КарелЭнергоРесурсу» мазут на пару тысяч рублей за тонну дороже, чем было забито в тарифах. И каждый раз правительство РК добросовестно компенсировало «своей» фирме эту разницу. А на Иванова денег уже, видимо, не оставалось.
Больше того, в марте 2014 года правительство РК издало постановление, по которому субсидии должны были причитаться лишь тем предприятиям, которые отапливали не менее трех районов Карелии. То есть в карельском варианте только «КарелЭнергоРесурсу» и «Петербургтеплоэнерго» – дочернему предприятию «Газпрома», в одном из подразделений которого заместителем гендиректора работает сын нашего губернатора. Узнав об этом удивительном постановлении, Юрий Иванов обратился в антимонопольный комитет с просьбой рассмотреть его законность. Постановление было отменено и отправлено к главным людям республики на доработку.
– Действительно, – поясняет Юрий Иванович, – согласно этому постановлению кто-то мог содержать по одной котельной в трех районах и иметь право на субсидии, а тот, у кого, скажем, было 20 котельных в одном районе, такого права бы не имел. В общем, постановление отменили. Но субсидии мне все равно не дали.
В результате Иванов понес убытки. Не смог заплатить за электроэнергию, не уплатил налоги, задержал зарплату и, наконец, остался без денег на покупку топлива на следующий сезон. Он уверяет, что если бы правительство просто выполняло свои обязательства, он мог бы спокойно продолжить работу. Но власть избрала другой путь. Против Иванова возбудили уголовное дело за попытку сорвать отопительный сезон, а его котельную захватили силой. В октябре объявили в связи с надвигающимися холодами чрезвычайное положение, взломали дверь в котельную и передали управление ею… «КарелЭнергоРесурсу».
Сводят счеты?
Юрий Иванов уверяет, что его отношения с правительством Карелии испортились не на пустом месте. По его словам, все началось с вполне конкретной ситуации, рассказ о которой поможет лучше понять, как вообще решаются вопросы в сегодняшнем карельском правительстве. Три года назад Иванов руководил картонной фабрикой в Суоярви и отапливал город находящейся при этой фабрике котельной. Он закупал мазут у разных поставщиков. Правительство исправно выдавало ему субсидии, поэтому он спокойно брал топливо в кредит, зная, что проблем с погашением долгов не будет. Но однажды выплата субсидий остановилась. У правительства накопился перед Ивановым долг в 40 миллионов, и Юрий Иванович отправился к председателю госкомитета по ЖКХ и энергетике Виктору Дроздову. Тот объяснил, что в казне больше нет денег на Субсидии. Тогда Иванов пошел к заместителю главы РК Олегу Громову, и Громов якобы сказал, что 15 миллионов выделить ему сможет. Но с одним условием. Всю эту сумму он должен будет передать лишь одному из поставщиков – все той же «Балтийской топливной компании». «Балтийской топливной компании» и больше никому. Понимая, что иначе он вообще ничего не получит, Иванов согласился. Громов позвонил Дроздову, и вопрос решился за минуту.
– Только что в казне денег не было, – удивляется Юрий Иванович, – но одного телефонного звонка оказалось достаточно, чтобы они вдруг появились.
Иванов получил 15 миллионов, но не сдержал данного Громову слова. Он ведь задолжал разным поставщикам и поэтому решил распределить полученную сумму среди трех основных кредиторов. То есть вроде бы поступил правильно, но, по сути, обманул первого заместителя главы Карелии, а такое не прощается. По мнению Иванова, за это с ним теперь и сводят счеты.
P.S. Трудно сказать, насколько справедливы претензии Юрия Иванова. Скажем, по словам директора «КарелЭнергоРесурса» Дмитрия Матвиеца, какие бы отношения ни складывались у Иванова с правительством, он все равно не имел права оставлять горожан без тепла. Не можешь топить, отдай котельную в аренду тем, кто может, но не бери в заложники людей. Матвиец говорит, что ему тоже иногда занижали тариф и не доплачивали субсидий, но он же не прекращал работать, а обращался в Москву, в федеральную службу по тарифам, и обосновывал необходимость повышения субсидий. Иванов же, по мнению Матвиеца, просто хочет жить по понятиям, а не по закону. Может, и так, но мы посчитали, что будет неправильным не дать Юрию Ивановичу возможности высказаться. Тем более что его рассказ наводит на разные подозрения и невеселые думы о ситуации в Карелии.
Что же до 27 уголовных дел, заведенных против Иванова, так здесь дело в том, что, как директор картонной фабрики, доведенный до разорения, он не смог выплатить зарплату 27 работникам предприятия. 27 зарплат – 27 уголовных дел. Вот такая занимательная арифметика.