Общество Россия без машин не останется

Губерния
№12 (983) 25.03.2015

Автомобильный концерн General Motors уходит с российского рынка. Компания решила прекратить производство автомобилей на своем заводе в Петербурге.

Завод в Петербурге, который выпускает автомобили марок Opel, Chevrolet и Cadillac, будет законсервирован в середине 2015 года, также прекратится контрактная сборка автомобилей Chevrolet на мощностях группы «ГАЗ» в Нижнем Новгороде. При этом совместное предприятие GM и «АвтоВАЗ» продолжит производить и продавать Chevrolet Niva текущего поколения.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи Chevrolet в России в 2014 году упали на 29,5%, до 123,175 тысяч штук, продажи автомобилей Opel составили 64,985 тысяч машин, что на 20,2% ниже, чем в 2013 году. За январь-февраль 2015 года продажи Opel в России составили 1,985 тысяч штук, что на 81,5% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Продажи Chevrolet снизились на 71,2%.

Также приостановил отгрузку своих автомобилей в Россию четвертый по величине южнокорейский автопроизводитель – SsangYong. Южнокорейская компания подчеркнула, что не планирует возвращаться на российский рынок до укрепления курса российской валюты. Прекращение поставок продукции южнокорейского концерна произошло на фоне сокращения экспорта SsangYong в Россию на 41% в 2014 году (до 21 258 автомобилей).

Из-за значительного падения спроса иностранные автомобильные компании начинают вводить скидки на свою продукцию. Некоторые модели могут подешеветь на 20 процентов. О снижении цен объявили такие компании, как Daewoo, Great Wall, Renault, Peugeot и Ford. Например, Ford Ecosport в зависимости от модификации подешевеет на 9-12 процентов (скидка будет достигать 134 тысяч рублей), Ford Focus можно будет приобрести на 7-11 процентов дешевле.

В целом продажи новых легковых автомобилей в России в феврале 2015 года сократились на 37,9% – до 128,298 тысяч по сравнению с 205,526 тыс. машин в феврале 2014 года. Падение авторынка ускорилось: в январе снижение составляло 24,4%. В целом за два месяца продажи новых авто сократились на 32,1% – до 243,826 тыс.

Между тем Минпромторг не ожидает ухода других иностранных автопроизводителей с российского рынка.

– Мы такой тенденции не наблюдаем, – сказал глава министерства Денис Мантуров. – Что касается GM, это ошибка изначальная в стратегии компании в части модельного ряда и уровня локализации.

Renault, Nissan, FIAT, Toyota, Ford и Volkswagen заявили, что планируют остаться на российском рынке.

Что думают известные люди России и Карелии?

Евгений Жирнель, заместитель директора Института экономики КНЦ РАН:

– Уход автомобильных концернов с российского рынка – тревожный признак для экономики. Это часть нашей экономики, рабочие места. В последнее время производство автотранспорта у нас развивалось, многие производители размещали свои заводы на территории России. Сейчас на российском рынке серьезные проблемы со спросом. Падение рынка началось еще в 2013-м. Это связано с тем, что автомобили стали доступны, потребительский бум начала 2000-х сошел на нет. И без девальвации произошло насыщение рынка. Девальвация этот кризис только усилила. Наверное, резерв для снижения цен в компаниях существует. Так, «Форд» объявил о снижении цен на 20%. Но в убыток никто работать не будет и цены все равно будут выше докризисных. В целом прогноз для авторынка неблагоприятный, поэтому компании и заявляют о своем уходе.

Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:

– Сейчас автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления, и февраль – только начало этого замедления. Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми и что продажи еще не достигли своего дна. Хорошие макроэкономические новости, такие как стабилизация рубля, дают надежду на улучшение ситуации в отдаленной перспективе. Однако до того момента участникам рынка понадобятся терпение и выдержка.

Игорь Моржаретто, автомобильный эксперт:

– Рынок никак не отреагирует на заявление General Motors об отказе в производстве на территории России всей линейки Opel, а также Chevrolet за исключением премиум-сегмента. Причина проста – предложение автомобилей существенно превышает возможности рынка, и пустое место сразу же займут другие.

Например, автомобили корейского производства. Соответственно, и цены при этом вряд ли упадут или повысятся. Другое дело, что многие компании для себя сделают выводы из такого шага коллег-конкурентов и начнут тщательнее считать плюсы и минусы.

Тем не менее для тех компаний, которые в России выпускают небольшое количество моделей (например, Peugeot и Citroen) наступают сложные времена. Их сегмент ограничен, переориентировать выпуск на другие модели быстро невозможно. Однако для тех же французов все может закончиться не так плохо. У них есть партнер в виде Mitsubishi, с которым можно обсудить ситуацию и даже выйти из нее с определенными позитивными моментами. Тем более что Mitsubishi вряд ли уйдет с российского рынка.

Что же касается тех автомобильных марок, которые у нас ничего не производят, а только продают, то тут ситуация серьезнее. Тот же SsangYong объявил о прекращении импорта, у него, правда, осталось производство на Дальнем Востоке, и модель неплохо продается, но издержек действительно стало больше.

Есть и другие компании – Honda, например, или Suzuki, которые живут под угрозой ухода с российского рынка, так как курсовая разница валют делает невыгодным поставки машин в нашу страну. Но уверен, что речь идет изначально о тех компаниях, для которых рынок не был приоритетным. И, кстати, иностранные автомобили премиум-сегмента абсолютно точно не прекратят поступать в нашу страну.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России:

– На рынке вакуума не бывает. И если уходит одна компания, то ее место сразу заполняют другие компании. А главное, что, конечно, компания, к сожалению, уже заранее ставит себя в невыгодное положение на тот период, когда рынок перейдет в фазу активизации. Уже можно с уверенность сказать, что падение продаж сменится бурным ростом. И тогда, к сожалению, эта компания окажется среди проигравших.

Денис Мантуров, глава Минпромторга:

– При сегодняшнем курсе рубля уровень локализации производства GM в 25% не позволяет автоконцерну конкурировать, например, с немецким Volkswagen и южнокорейскими автопроизводителями, которые достигли уровня локализации свыше 50%.Мы исходим из того, что такое решение компании абсолютно неполитическое, а связано с экономической стратегией. Решение концерна не должно негативно сказаться на обеспечении работой сотрудников закрываемого предприятия – их уровень квалификации очень высок и востребован в других компаниях.