Общество Работа, которая не заканчивается никогда

Алёна Павлова
№13 (984) 01.04.2015

В школе работать хорошо. Не пыльно, не грязно, не холодно. Ходишь себе в костюме, уроки ведешь, отметки ставишь, обедаешь в столовой. Многие дети тебе радуются, любят тебя почти просто так.

– Ага! Легко вот быть учителем, все уже знаешь, уроки не делаешь, ставишь оценки, какие хочешь, и сказать вам ничё нельзя!

Так думает большинство учеников. И это почти так, если бы не одно «но». В отличие от многих других профессий эта работа не заканчивается никогда. Я бы даже сказала, с каждым днем её не только не становится меньше, а наоборот. И я как делала уроки с первого класса после школы, так до сих пор и продолжаю. Планы, отчеты, конспекты, тетрадки… После работы у учителя вдвое больше дел: домашние дела и уроки. Сначала это жутко напрягает и бесит, а потом привыкаешь. А ещё стыдно за то, что своим-то ребенком подчас некогда заниматься, потому что у тебя еще дневники не проверены, а время уже 00 часов.

Так вот, про эти самые дневники, т.е. про будни классного руководителя. Когда мне «сватали» класс, я как-то не могла отказаться. И вообще, подумала я, дополнительные денежки не помешают. За те полторы тысячи бонусом классный руководитель обязан знать, исполнять и заполнять очень многое. Помимо информации о каждом ребенке, его семье, его взаимоотношениях с родителями, сверстниками и учителями знать необходимо Закон «Об образовании», Конвенцию ООН о правах ребенка, педагогику и психологию (они бывают разные: детские, социальные и т.д.), методику воспитания, трудовое законодательство, устав школы и прочее. Обязанностей у классного тоже немало: организация классного коллектива (это питание, дежурства, контроль посещения и формы, регулярное проведение классного часа и решение текущих проблем), взаимосвязь с родителями и учителями (проведение собраний, участие в педагогических советах, посещение семей и уроков и так далее) и самое приятное – ведение документации. А её здесь предостаточно!

Каждый день заполняется журнал (пропуски, оценки), раз в неделю – выставление оценок в дневники и проверка их (у меня их 20 штук), регулярное заполнение психолого-педагогической формы класса (где прописывается все, что происходило в школе, все конкурсы, праздники, родительские собрания, педсоветы, беседы с родителями, темы классных часов и прочее), ведение социального паспорта (большая общая тетрадь, где прописывается снова все и ещё кое-что), ведение тетради инструктажей, написание плана воспитательной работы, ведение личных дел, ведение карт сопровождения «особенных» учеников, постоянное написание характеристик и занятости учащихся. И ещё очень много всяческих «нужных» бумаг, особенно в конце четвертей. Мне вот странно – зачем одно и то же переписывать в такое количество разных бумажек? Не проще ли завести уже какую-нибудь электронную универсальную таблицу, однажды заполнив которую, больше не придется тратить время на вечное бумагомарание?

Я вот лично занимаюсь этими бумажками глубоко ночью, потому что больше времени нет, иначе я просто не успею подготовиться к урокам или моя семья совсем останется без мамы и жены. Так, однажды я выставляла четверные оценки до 4-х утра, а потом уже и спать не было смысла. Мне думается, что все эти отчеты о занятости учащихся или о количестве пропусков или опросы удовлетворенности учащихся учебным процессом, написанные по десять раз в разные таблички, – мало кого, кроме классных руководителей, волнует. Для статистики, может, конечно… Зачем я высчитываю эти пропуски, если все равно, имея хоть одну оценку, ученик уже будет аттестован? 112 или 113 он пропустил занятий? О, вы что! Такое нельзя напутать! Потому что приедет комиссия когда-нибудь и возьмет прям ваш журнал и будет количество «энок» считать! Совпадает ли? Может, конечно, когда-нибудь это и случится. Учителя говорят, так у всех у них: постоянная работа и совсем мало личного времени. Зато, говорят, социально защищен и отпуск летом! Не поспоришь, однако.

Не секрет, что педагоги подрабатывают репетиторством, и куда выгоднее обучать индивидуально после работы, нежели писать эти чёртовы бумажки. Хочется призвать уже вышестоящие силы: ну не усложняйте вы работу! И так это классное руководство на одних энтузиастах держится! Помимо основной своей работы, к которой педагог прежде всего должен быть готов, он ещё и стенографирует одно и то же, переживая и постоянно думая о своих подопечных. Ну несоизмерима эта работа с оплатой! И, как ни крути, все равно на работу ходят не бесплатно, как бы ни любили выбранную стезю. А раз платить больше невозможно, то и требовать столько не имеет смысла. Лучше бы с родителей поспрашивали!