Тема номера Ветераны в знак протеста вернули свои награды

Губерния
№17 (988) 29.04.2015

На прошлой неделе ветераны, живущие в многострадальном доме с торговой пристройкой «Невский пассаж», решились на отчаянный шаг. Доведенные до отчаяния бездействием властей и приставов пожилые люди, ветераны Отечественной войны Николай Бакинов и Владимир Дмецов, принесли в правительство Карелии свои медали, полученные к 70-летию Победы, и заявления об отказе от наград. Два года назад глава республики Александр Худилайнен обещал взять ситуацию вокруг магазина «Невский пассаж» под личный контроль. Но незаконно возведенная пристройка находится на прежнем месте.

Заберите наши награды

– У нас однокомнатная квартира на втором этаже, – рассказывает ветеран войны Николай Григорьевич Бакинов. – Оба окна выходят на эту крышу. Летом она раскаляется до 44 градусов. Можете представить, какая температура в квартире?! Мы с женой – инвалиды второй группы, нам по 83 года. Я ещё выхожу из квартиры, а она – уже нет. Раньше мы могли хотя бы открыть окно, а сейчас вынуждены несколько месяцев задыхаться от жары и запаха. Зимой окна заметает до половины снегом.

Свои награды, удостоверения и заявления ветераны оставили в отделе по работе с обращениями граждан. Но они надеются, что губернатор увидит слова из их обращения. Вот что пишут ветераны: «Александр Петрович! Сдавая наши награды, мы все-таки надеемся, что вы в пределах вашей компетенции примете меры к восстановлению наших конституционных прав».

Напомним: ещё в прошлом году жильцы выиграли процесс против хозяев «Пассажа», братьев Цмугуновых. Верховный суд республики признал постройку незаконной, и бизнесменам было предложено снести ее добровольно до 28 июня 2014 года. Но владельцы торговых площадей попросили отсрочку. Жильцы же дома получили письмо, в котором судебные приставы предлагали им снести пристройку за свой счет (!), а потом в судебном порядке взыскать потраченные деньги с предпринимателей Цмугуновых. На демонтаж пристройки требуется 20 миллионов рублей, таких денег у жителей дома, естественно, нет. Дальше – больше: жильцам стало известно, что хозяева пристройки с помощью экспертного бюро нашли способ частично демонтировать пристройку, сохранив большую его часть. И приставы с ними согласились.

Полиция

Правительство на акцию ветеранов отреагировало очень неожиданно. Вместо того чтобы спокойно поговорить с пожилыми уважаемыми людьми и постараться решить конфликт мирным путем, в тот момент, когда ветераны начали общаться с журналистами, из здания правительства вышел человек, как оказалось впоследствии, начальник Управления по вопросам безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Ростислав Казаков, и обвинил пожилых людей и представителей местных СМИ в организации пикета.

Чиновник отказался представиться и попытался отобрать фотоаппарат у одного из журналистов. А когда сделать это не удалось, ретировался, пообещав вызвать наряд полиции. И действительно, через несколько минут у здания правительства появились стражи порядка. Полицейские вели себя предельно корректно и, узнав подробности происходящего, удалились. По словам ветеранов, вызов полиции – не единственное проявление отношения карельских властей к их визиту. В правительстве пожилых людей встретил председатель Совета ветеранов Карелии Николай Черненко и назвал их действия провокацией.

После случившегося Карелия в очередной раз прославилась на всю Россию. О карельских ветеранах, которые устали ждать помощи и вернули свои медали в карельское правительство, написали многие федеральные российские издания. А вот Александр Худилайнен, вместо того чтобы одуматься, извиниться и все-таки попытаться договориться с ветеранами или хотя бы просто выслушать пожилых людей, повел себя некрасиво. Представитель губернатора Александра Худилайнена заявил, что акция ветеранов – «спланированная провокация против губернатора».

– Это провокация, которая была специально спланирована и устроена, чтобы использовать этот информационный повод для дискредитации губернатора. У акции были заказчики, которые воспользовались ветеранами, – заявил представитель главы Карелии Александра Худилайнена.

Сказать, что ветераны были шокированы таким заявлением – значит, не сказать ничего. К нам в редакцию пришло открытое письмо от Николая Бакинова и Владимира Дмецова, где они пишут, что их удивляет искажение фактов, и подчеркивают, что у них не было ни малейшего намерения дискредитировать губернатора.

Приставы зашевелились

Как бы там ни было, но после случившегося судебные приставы все-таки зашевелились. Причем активно. Ведомство выпустило срочный пресс-релиз, что снос «Невского пассажа» начнется в сентябре-октябре 2015 года. До этого никаких точных сроков судебные приставы не называли. А в конце прошлой недели приставы и вовсе закрыли «Невский пассаж» для посетителей, выставили продавцов и целый день там совещались и что-то решали. Правда, на следующий день магазин снова заработал в прежнем режиме. Зато к жильцам многострадального дома пришел лично главный судебный пристав Карелии Алексей Галкин. Он тоже пообещал, что незаконная пристройка к их дому исчезнет осенью этого года. Но уставшие от заседаний судов (их было больше пятидесяти) и пустых обещаний люди его службе уже не верят.

– Я хотел с вами поговорить. Вы ко мне не приходите… – с ходу начал беседу Алексей Галкин.

– Простите, а кто вы? – искренне поинтересовались граждане.

– Я – главный судебный пристав Республики Карелия, – представился страж порядка. – Я хотел бы поговорить с вами по всем вопросам, которые вас волнуют. Ответить на вопросы. Вы, видимо, не владеете ситуацией.

– Что значит, не владеем ситуацией? Подходит лето. И мы окна открыть не сможем. А жара в квартирах 45 градусов. Куда нам деться, если окна на ту сторону?– загалдели люди.

На встречу пришли жильцы с первых этажей дома – «самые бедные», как охарактеризовали себя присутствующие.

– Я с вами согласен, – поспешил сообщить Галкин. – Я вам и хочу объяснить, что есть решение суда, которое в любом случае будет исполнено. Нет неисполнимых решений. Я вам хочу это донести.

– А когда? Срок? Вы уже три года его исполняете, – послышалось в ответ.

– У нас исполнительное производство находится с мая… Это всего… – попытался сосчитать главный судебный пристав, но люди ему помогли:

– Год прошел.

– Да. Год, – согласился Алексей Галкин. – Но не три.

Для жильцов это, конечно, было существенно. С момента первого решения суда прошло около пяти лет. Люди устали. И от незаконной пристройки, которая не дает спокойно жить, и от обещаний ее снести.

Долгая экспертиза

По словам главного судебного пристава, снос строения близок как никогда. В частности, предприниматели (братья Цмугуновы), которые возвели пристройку, уже заказали всю необходимую документацию.

– Процесс подготовки документов находится на заключительной стадии, – заверил Алексей Галкин. – Когда у приставов будет исполнительный документ по сносу, они передадут его строителям – тем подрядчикам, которые будут ломать. И ломать они будут четко по схеме, чтобы, не дай бог… Я не думаю, что вы будете рады, если под вашими окнами будет экскаватор рушить здание.

Необходимую проектную документацию, по словам Алексея Галкина, должник должен предоставить в июле. Потом эта проектно-сметная документация пройдет согласования.

– Главгосэкспертиза в течение месяца выдает заключение, – пояснил пристав. – Когда будет подтверждено, что все проектные нормативы выполнены, с августа мы нанимаем подрядную организацию, которая сносит. Но это не один день. Поэтому мы и говорим, что в октябре у вас будет демонтаж.

Обещание доверия не вызвало.

– Если будет какой-то простой, заминка с оплатой этой сметной документации, если Цмугунов вовремя не заплатит, то это будет уже умышленное затягивание процесса. Поэтому мы будем использовать федеральные средства, – пообещал Галкин. – Разрешение на это директора федеральной службы судебных приставов получено. Я буквально вчера с ним разговаривали.

Алексей Галкин говорил недолго, но убедительно. Проблема только в том, что так же убедительно о том же самом говорил в прошлом году и его предшественник Александр Кумиров. Тот уверял, что арендаторы освободят «Невский пассаж» до 16 июля 2014 года. Что касается непосредственно сноса, Кумиров заявил: если после всех штрафов, ограничений и уголовных дел владельцы пристройки не начнут сносить ее за свой счет (а нужно не просто снести, а вернуть зданию и газону около него первоначальный вид), судебные приставы начнут это делать на федеральные деньги. Но пристройка как стояла, так и стоит.

– Вы лично уверены, что в октябре пристройка будет снесена? – поинтересовались у Галкина жильцы дома.

– На 99 процентов…

Люди не понимают, почему они должны полгода ждать заказанную Цмугуновым проектно-сметную документацию. С таким успехом документы можно готовить и два-три года, продолжая сдавать в аренду площади незаконной пристройки.

– Срок действительно большой, – согласился Галкин. – Нас это тоже заинтересовало. Но мы сделали запрос в четыре организации. Везде срок стоит 7, 9 и 11 месяцев. Семь месяцев – это без экспертизы.

– Ну как же… – не выдержали люди. – Михаил Андреевич (Гошкиев, жилец дома. – Прим.авт.) предлагал организацию, которая сделает все работы за три месяца.

– Мы эту организацию найти не можем, – ответил Галкин.

Жильцы дома уже с трудом сдерживали возмущение:

– Не надо говорить, что вы не знаете, где она. Мы предоставили документы. Это зафиксировано в решении суда. Показать вам?

– Да мне не надо, – отмахнулся пристав. – Я вам приехал говорить про сегодня. Давайте дождемся осени! – попросил жителей дома Алексей Галкин.

И люди ушли ждать.