Общество Праздник со слезами на глазах

Александр Фукс
№17 (988) 29.04.2015

Для этой истории не нужно много слов. К чему долго объяснять, почему 89-летняя женщина оказалась одна в доме без туалета и водопровода. Обстоятельства бывают разные.

Когда-то у Елизаветы Алексеевны Варфоломеевой была настоящая большая семья. Муж и пятеро детей. Муж во время войны был узником концлагеря в Пятом поселке. Когда в 1944 году Советская армия освободила Петрозаводск, ему как раз исполнилось 18 лет и его забрали на фронт. Там в первом же бою его ранило. Да так, что на всю оставшуюся жизнь остался инвалидом. Он умер около 20 лет назад. Из пяти детей в живых остались двое. Да и те… В общем, вот уже более 10 лет вдова ветерана войны, старая и больная женщина вынуждена жить в условиях, которые противоречат самим основам гуманности.

«Стыдно…»

Туалета здесь нет не только в доме, но и на улице. Нет в доме и водопровода. Есть рукомойник и грязный ручей, текущий в нескольких метрах от дома. Дальняя родственница Елизаветы Алексеевны говорит, что в последний раз женщина купалась в декабре, когда она забирала ее к себе.

– Стыдно, конечно, – подтверждает бабушка. – Но что поделать? Но если что зачешется – я тряпочкой-то протираю.

Понять, как Елизавета Алексеевна ходит за водой, просто невозможно. Она решила продемонстрировать мне этот трюк: взяла ведро, вышла за дверь, оступилась и упала прямо у порога. К счастью, на мягкую землю.

Дрова находятся рядом, в сарае. Елизавета Алексеевна закидывает несколько поленьев в мешок и волоком тащит их домой. Без дров в этом доме существовать нельзя, и таскать их приходится ежедневно. А что до туалета, то об этом лучше и вовсе не говорить.

Много лет единственная неравнодушная родственница Варфоломеевой пытается достучаться до сердец чиновников и выхлопотать вдове ветерана войны человеческую квартиру. Но тщетно. По закону, право на улучшение жилищных условий имеют лишь те, у кого на одного человека приходится меньше 10 квадратных метров жилплощади, и неважно, есть в доме уборная или ее нет. А квартира Елизаветы Алексеевны – большая. Большая, только бестолковая. Все письма, заявления, обращения к президенту наталкивались на холодную букву закона. Ну и что, что вдова ветерана? Не положено.

Наконец, минувшей осенью на площадь к старушке прописали еще одного человека. Теперь у нее меньше 10 метров, и ее все-таки поставили в очередь. Номер ее 123. Сначала чиновники уверяли, что к 70-летию Победы бабушка получит свой личный туалет и ванну, но время идет. Учитывая, сколь медленно двигаются в нашей республике такие очереди, шансов дождаться квартиры у вдовы ветерана войны немного. Неужели вдова ветерана (да и просто старая женщина) не заслужила нормальный туалет?

Гордон в помощь

Редакция рассказала историю Елизаветы Варфоломеевой в Интернете, на нашем сайте «Губернiя Daily». И через сутки после выхода публикации нам позвонили из Москвы – из передачи Александра Гордона. Сказали, что они в силах помочь карельской бабушке и что помогли уже так многим обездоленным людям в нашей стране. Родственница Елизаветы Алексеевны сообщила карельским чиновникам о заинтересованности Первого канала, и уже через два часа ей позвонили из республиканского правительства и сообщили, что проблема решена. Буквально в среду 29 апреля Варфоломеевой обещана новая квартира.

Мы не можем не радоваться такому исходу этой истории. Но почему же для того, чтобы у человека у нас на родине появились туалет и водопровод, его судьбой должно заинтересоваться Центральное телевидение? В канун празднования 70-летия Великой Победы остается надеяться, что у тех 122 человек, которые не попали в поле зрения Александра Гордона, жилищные условия тоже будут улучшены.