Тема номера «Защищать Романова мы не будем»

Губерния
№19 (990) 13.05.2015

Такое впечатление, что в «Единой России» обвиняемого в педофилии Ивана Романова уже приговорили «без суда и следствия». Конечно, не к расстрелу, но политическая карьера депутата Законодательного Собрания Карелии вряд ли получит продолжение. Напомним: его обвиняют в изнасиловании как минимум двух подростков. Как минимум – потому что следователи дают понять, что в деле могут появиться новые потерпевшие. Ответ держать будут депутат-единоросс и заместитель директора речного училища Олег Семенов, которому сейчас вменяют в вину не только изнасилование, но и склонение подростков к действиям сексуального характера.

Антинародный закон

Виновен или невиновен Романов – решит суд. До вынесения вердикта мы не можем назвать его преступником. Но если – подчеркнем – ЕСЛИ участие депутата в отвратительных злодеяниях будет доказано, то хочется все-таки понять, как такой человек оказался в рядах правящей партии «Единая Россия»? А оказался он там не случайно. Романов был «при дворе» уже у трех губернаторов, всегда в фаворе.

Официальная биография Ивана Романова, которую до сих пор можно найти на сайте правительства Карелии, гласит: «окончил Петрозаводскую банковскую школу и Санкт-Петербургский филиал высшей школы приватизации и предпринимательства. Трудовой путь начинал помощником машиниста после окончания профтехучилища № 10». Романов активно занялся бизнесом и создал свою фирму «Бонтон». После был директором печально известного ликеро-водочного завода «Петровский». Вообще, поднялся бизнесмен именно на торговле алкоголем. Говорят, покровительство ему оказывал лично Сергей Катанандов.

Депутатом Законодательного Собрания Романов впервые стал еще в 2002 году. И с тех пор постоянно был при депутатском мандате, хотя особой народной любовью никогда не пользовался. Еще бы. Когда Андрей Нелидов, тогда еще губернатор Карелии, выступил с идеей внести изменения в закон об установлении звания «Ветеран труда РК» и порядке его присвоения, именно Романов предложил новую редакцию на рассмотрение депутатов. До принятия закона пенсионеры автоматически по выслуге лет получали почетное звание, а теперь свои трудовые заслуги им надо было подтверждать грамотой или иной правительственной наградой. Получалось, что звание ветерана труда и положенные льготы, к примеру, для простого слесаря стали недостижимыми. Принятие антинародного закона вызвало бурю негодования среди жителей республики, но потом, правда, его признали противоречащим Конституции и отменили.

«Духовное преображение» Романова

Вновь о Романове заговорили, когда он оказался в списке кандидатов на пост директора музея-заповедника «Кижи». Романов выступил с идеей проекта «Духовное преображение Русского Севера», согласно которому на острове в охранной зоне должны были появиться гостиницы, конференц-залы и чуть ли не игорные залы. Культурная общественность схватилась за голову и выступила с мощным протестом. В итоге место директора музея занял Андрей Нелидов, а не Романов. Впрочем, последний получил место советника.

Говорят, с бывшим губернатором Ивана Романова связывают дружеские отношения, поэтому когда разразился «педофильский скандал», Нелидов был в шоке. Комментируя случившееся, он сказал, что пока чудовищные обвинения не получат подтверждения, он в них не поверит. Бывший губернатор также добавил, что никаких отклонений у своего советника не наблюдал, но даже если Романова теперь оправдают, жизнь у него уже сломана, ведь от подобных обвинений просто так не отмоешься, подозрения сохранятся навсегда.

Правда, стоит отметить, что Романов обладает талантом выпутываться из сложных ситуаций. Например, последние выборы в Законодательное Собрание Карелии он с треском проиграл, но депутатом все-таки стал. Как? Очень просто: после того как бывший глава оскандалившейся «Корпорации развития Карелии» Алексей Смирнов добровольно покинул Законодательное Собрание Карелии, его место в парламенте досталось Романову! Депутатский мандат был передан Ивану Романову по предложению регионального политического совета Карельского отделения партии «Единая Россия», ведь он – зарегистрированный кандидат из единого списка кандидатов «ЕР». Член команды. Его кандидатуру утвердил президиум регионального политического совета «Единой России», в составе которого 9 человек. Впрочем, решения подобного рода обычно принимаются на высшем уровне. То есть бизнесмена, обвиняемого теперь в педофилии, депутатом снова сделали с ведома и согласия Александра Худилайнена.

Кстати, в досье верного товарища карельских единороссов нужно добавить еще два важных момента: склонность к злоупотреблению спиртным и уголовное дело по рукоприкладству в отношении бывшей жены. Той самой, которая уже 9 лет живет в Москве, нигде, со слов Романова, не работает и которой он якобы отдает по 50 тысяч в месяц на содержание сына. Романов избежал наказания лишь потому, что затянул срок рассмотрения дела и оно было прекращено по истечении срока давности.

Зачем поддержали?

Романова трудно назвать популярным политиком или сильной личностью. И, тем не менее, члены президиума регионального политического совета «Единой России» одобрили его кандидатуру, несмотря на то, что избиратели округа, где он баллотировался, ясно дали понять: народ такого депутата не хочет. Зачем члены президиума голосовали за Романова? Это мы попытались выяснить у них самих. Кто-то сразу дал понять, что говорить на эту тему не хочет. Ну, оно и понятно. А вот заведующий исполкомом карельского отделения «Единой России» Геннадий Сараев и секретарь регионального отделения Лариса Подсадник решили объясниться.

– Есть списки по каждому округу, депутаты избирались по спискам, Романов шел вторым в списке по одномандатному округу номер семь. При его выдвижении учитывался его опыт работы в Законодательном Собрании, он был представителем главы республики, учитывали и опыт его депутатской работы, – рассказал Сараев. – Учитывая, что он входил в депутатский корпус не на полный срок, а дорабатывал до выборов вместо добровольно сложившего полномочия депутат Смирнова, логика выбора была простой: предложить человека с опытом, знающего депутатский корпус изнутри. По этим критериям, по деловым качествам кандидатура Романова вполне подходила.

В конце нашей беседы Геннадий Александрович не смог сдержать эмоции:

– Узнав о случившемся, мы все были… Сказать – потрясены и возмущены, это просто ничего не сказать. Мы намерены использовать хорошую практику, которая когда-то применялась КПСС – человек, опозоривший партию, не мог рассчитывать ни на какое снисхождение. И если раньше партийный билет «Единой России» создавал у кого-то иллюзию иммунитета, то на сегодня это не так! Мы потребуем не защиты Романова со стороны партии, а наоборот, будем ходатайствовать о самом суровом наказании, предусмотренном законом!

Секретарь регионального отделения партии Лариса Подсадник высказалась строго и кратко:

– Любой человек из списков может стать депутатом, Романов – депутат с 2002 года.

На вопрос, не кажется ли Ларисе Анатольевне, что от этих списков попахивает если не феодализмом, то сословной передачей власти, ее ответ был таков:

– Я ничего больше не хочу комментировать, могу лишь сообщить, что сегодня членство в партии Романова приостановлено. Ни защищать, ни требовать чего-то иного для Романова мы не будем.

Что ж, карельскому отделению «Единой России» не привыкать делать хорошую мину при плохой игре и открещиваться от «боевых товарищей». Ведь Романов – не первый оскандалившийся однопартиец. Достаточно вспомнить Сергея Кучина, недавно отправленного в колонию за пьяное лихачество, из-за которого погиб молодой парень. Да и сам Геннадий Сараев «засветился» в некрасивой истории: водитель машины, на которой он ехал, насмерть сбил юную велосипедистку, а Сараев зачем-то на месте ДТП стал заявлять, что он – не последний человек в «Единой России», куда-то звонил...

Пытки запрещены

По нашей информации, «педофильский скандал» мог разгореться еще три месяца назад. Уже тогда были собраны важные доказательства и оставалось только дать делу ход. Но этого сразу не произошло, шли консультации, в том числе с Москвой. По слухам, долгая пауза была взята вовсе не из-за того, что в деле фигурировал Романов, и даже не из-за еще двух депутатов и одного крупного карельского чиновника, которых, поговаривают, тоже могут арестовать по «педофильскому делу». Была якобы «рыба» и покрупнее. Не ушла ли она за это время – сказать трудно.

Что из этих версий окажется правдой, покажут только время и дальнейшие действия силовиков. А они, надо отметить, сейчас на коне, ведь впервые за долгое время заняты расследованием настоящего преступления, а не раскручивают дела сомнительной состоятельности. Да, речь о Евгении Сухоруковой, Ольге Залецкой, Александре Корниловой, Анастасии Кравчук. Но и в случае с Романовым, возможно, есть перегибы. Так, почему-то почти без внимания осталось заявление Романова о том, что его избивали и пытали в лесу, выбивая показания. Пытки в нашей стране запрещены законом, и в каких бы злодеяниях ни подозревался Романов, подобные действия недопустимы. Силовики должны были со всей серьезностью отнестись к обвинениям, организовать проверку. Но в ФСБ Карелии информацию об избиении комментировать не стали, заявив, что это бред, а бред они не комментируют.

– Он может сейчас говорить что хочет, но если его действительно избивали, то должны остаться следы, которые бы зафиксировали медики. Если бы такое заключение было (сам Романов, кстати, утверждает, что побои ему сняли, но потом при содействии все тех же сотрудников ФСБ результаты экспертизы куда-то исчезли. – Прим. ред.), тогда бы можно было о чем-то разговаривать конкретно. А так он может говорить все что хочет, это просто слова. Видимо, проблема в том, что у следователей есть что предъявить Романову в доказательство его противоправных действий. А ему в ответ предъявить нечего, поэтому он и пытается сейчас придумать хоть что-то, чтобы скомпрометировать следствие. Но, как говорится, собака лает, а караван идет. За ложный донос мы его, конечно, привлекать не будем, если бы мы разбирались по каждому такому случаю, то не успевали бы работать. Вместо этого мы постараемся собрать еще больше новых доказательств его вины.

Что касается того, почему Романова увезли из его квартиры в час ночи, а официальный протокол о его задержании появился только в три часа ночи, и где он был все эти два часа, то в ФСБ с этим вопросам нам посоветовали обратиться к следователям. Мол, это же с ними депутат уехал.

В карельском Следкоме никаких пояснений по этому поводу пока не дают, отмечают лишь, что все заявления Романова будут рассмотрены в ходе расследования его уголовного дела.

Социальные болезни

Пресс-секретарь губернатора Александра Худилайнена распространила официальный комментарий главы по поводу «педофильского дела» в Карелии.

– Глава республики неоднократно говорил о необходимости жесткой борьбы с преступностью в любом ее проявлении. В Карелии идет большая и трудная работа по декриминализации всех сфер жизнедеятельности. Поэтому в первую очередь резонансные уголовные дела свидетельствуют о запущенности многих социальных болезней в республике. Позиция главы Республики Карелия однозначна: порядок в интересах жителей Карелии должен быть наведен везде, в полном соответствии с законами Российской Федерации, – сообщила пресс-секретарь Вероника Галкина.

Господин Худилайнен в последнее время любит примерять образ борца с преступностью. При этом формально он никакого отношения к действиям правоохранительных органов не имеет, и в чем заключается его роль – трудно понять. Видимо, морально поддерживает. Так же, как в свое время поддержал Романова – губернатор входит в президиум регионального политического совета «Единой России», вернувшего депутатский мандат человеку, сейчас обвиняемому в педофилии.