Общество Синдром ожидания ЕГЭ

Губерния
№21 (992) 27.05.2015

На прошлой неделе прохожие на улице Перерве на юго-западе Москвы обнаружили труп подростка. Прибывшие на место сотрудники правоохранительных органов установили, что 18-летний молодой человек покончил с собой. По информации СМИ, одиннадцатиклассник плохо учился в школе и не готовился к предстоящим единым государственным экзаменам.

Это уже не первый подобный трагический случай. Многие специалисты уверены, что чрезмерная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которые учащиеся испытывают на протяжении всего периода подготовки к экзамену и во время его проведения, приводят к эмоциональному срыву, c которым подростки не всегда в состоянии справиться. Подростковый психолог Инна Драчёва называет его «Синдром ожидания ЕГЭ». Он, по словам специалиста, может поразить абсолютно каждого школьника. Причем в последнее время количество страдающих нервным расстройством увеличивается с пугающей скоростью.

А ведь раньше таких проблем с нервами у подростков точно не было. Психолог уверяет: причин здесь множество. Одна из них: детей пугают экзаменами с 4-го класса. И те на подсознательном уровне готовят себя к тому, что в будущем им придется несладко. Другая – в том, что во время ЕГЭ ребенок, по сути, остается один на один с листком бумаги. А раньше экзамены принимали устно и у детей была возможность беседовать с экзаменатором. Присутствие человека рядом так или иначе успокаивало.

Вот что рекомендуют делать психологи, чтобы ваш ребенок не стал жертвой «Синдрома ожидания ЕГЭ». Запомните правило трех восьмерок: 8 часов в день нужно уделять сну (самый здоровый – с 23 часов). Вторая «восьмерка» – это работа и учеба. Сюда включите и все занятия с репетиторами. И не смейте их перекидывать на третью «восьмерку» – эти часы нужно выделять ребенку на личную жизнь.

Что думают известные люди России и Карелии?

Георгий Амусин, председатель Ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области:

– До сих пор эта процедура не имеет необходимого психологического обеспечения. Потому что получить справку о щадящем виде сдачи – это не значит быть свободным от всего того напряжения, которое ситуация с ЕГЭ дает детям, родителям и, конечно, специалистам. Нервничают все: ученики, учителя, родители. И в таком состоянии они находятся даже не несколько дней, а несколько месяцев. Если молодой человек, подросток принял решение уйти из жизни, и в фабуле этого решения звучит тема ЕГЭ, для меня как врача это повод действительно разобраться, а все ли сделано для того, чтобы экзамен был пережит достаточно корректно. Ситуация с ЕГЭ ведь начинает напрягать уже с самого начала учебного года. Детям все время твердят: «Вас ждет ЕГЭ. У вас будет ЕГЭ. Нужно готовиться к ЕГЭ». А это напряжение как раз следовало бы убрать, чтобы ученики воспринимали саму экзаменационную тему как нечто интересное и необходимое. Есть категория детей, так сказать, суперответственных. Они-то как раз и бывают супертревожными. И, наверное, выражаясь медицинским языком, нужно выделять их в особую группу риска и работать с ними индивидуально, снимая эту тревожность. Дети должны чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей и педагогов, не надо им задавать высоких планок, надо подготовить к их преодолению.

Светлана Петрухина, психолог Центра кризисных состояний детей и подростков:

– Нужно воспитывать ребенка более стрессоустойчивым. Причиной суицида может послужить все, что является для ребенка важным. Думаю, что винить одного человека в том, что ребенок таким образом отреагировал, не надо. Если учитель пошел на такой шаг, то у него должны быть основания. В любом случае здесь ответственность и родителей, и учителей. Но эмоциональное состояние ученика должны отслеживать в первую очередь родители, а потом уже педагоги. Было бы замечательно, если бы психологическое состояние детей отслеживали и школьные психологи. Особенно в выпускных классах.

Михаил Виноградов, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях:

– Несдача школьником единого госэкзамена может спровоцировать суицид, поэтому необходимо менять отношение к ЕГЭ на государственном уровне. Я занимаюсь экстремальными ситуациями и не согласен, что связи между самоубийствами подростков и ЕГЭ нет. Ажиотаж вокруг ЕГЭ слишком большой. Это похоже на массовый психоз, истерию. Учителя боятся, семья боится, все страхи семьи и школы отражаются на эмоциональном состоянии ребенка. Но вместо того чтобы ребенка поддержать, и школа, и семья, как правило, загоняют его в угол. А если еще впереди маячит армия, о которой мы пишем нелестные слова, то провал на экзамене – это провал поступления в вуз, это провал дальнейшего получения образования, это завтра надо собирать вещи и идти в военкомат. Многомерность таких факторов влияет на то, что провоцирующим фактором самоубийства и является госэкзамен.

Марина Чибисова, доцент факультета социальной психологии МГППУ:

– Для успешной сдачи ЕГЭ школьнику важно настроиться на успех и чаще напоминать себе, что сдать экзамен всем по силам. Нужно продумать собственную стратегию подготовки к экзамену и обсудить ее с родителями, классным руководителем, школьным психологом, учителем-предметником. Я советую выпускникам освоить простейшие техники расслабления. Это могут быть мышечные или дыхательные упражнения, которые позволяют быстро снять напряжение. При этом не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. О того, что человек занимается 24 часа в сутки, результативность его работы не увеличивается. Правильное питание, здоровый сон, прогулки, отдых – все это очень важно.

Также нужно избегать кардинальных перемен в прическе и гардеробе. Лучше прийти на экзамен в привычной одежде, с привычной стрижкой и привычными вещами, потому что в ситуации стресса новый момент может очень сильно повысить тревогу.

Ирина Умняшова, председатель Московского отделения Федерации психологов образования России:

– Больше всего единого госэкзамена боятся взрослые. Жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников. Часто в семье выпускников формируется отношения к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым, что, безусловно, повышает уровень тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и вложенные средства и силу в подготовку к экзаменам.

Родителям следует оказывать всяческую поддержку ребенку во время подготовки и в период сдачи выпускных экзаменов. Она заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор – продолжить образование в различных учреждениях или получить среднее специальное образование для получения профессии.

Основные функции родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ – сохранить здоровье ребенка, снизить стресс, обеспечить дома комфортные условия и оказать поддержку в выборе профессии с учетом результатов экзаменов.