Экономика Троллейбусы обречены?

Губерния
№24 (995) 17.06.2015

Мэр Петрозаводска Галина Ширшина отправила председателю Петросовета Геннадию Боднарчуку письмо с просьбой высказать мнение о дальнейшей судьбе и перспективах развития ПМУП «Городской транспорт», учредителем которого является Петросовет. На сессии 22 апреля депутаты не одобрили выделение Троллейбусному управлению субсидии в 60 миллионов рублей для сохранения 10-рублевого проезда. Предприятие вынуждено было поднять стоимость проезда до 15 рублей. Сейчас «Городской транспорт» находится в сложном финансовом положении, а летом может и вовсе обанкротиться.

Хорош советчик

Геннадий Боднарчук, в свое время построивший свой бизнес на автобусных перевозках, ответил мэру: мол, он не считает, что поддержать троллейбусное предприятие нужно рублем. Председатель Петросовета посетовал на непродуманную маршрутную сеть в городе.

– Большинство маршрутов не менялось и создавалось в свое время для перевозки трудящихся к крупным, давно закрытым промышленным предприятиям. Считаем непродуманной политику Администрации города, согласно которой открытие новых автобусных маршрутов дублирует троллейбусные, – написал Геннадий Боднарчук.

Вот только председатель Петросовета, который, кстати, сам является руководителем маршруточного предприятия, не поясняет, какие же маршруты надо упразднить и в какие микрорайоны следует пустить общественный транспорт. Общие фразы, да и только.

По мнению Боднарчука, троллейбусы может спасти система самостоятельной покупки билетов пассажирами.

– На полноту сбора выручки за проезд существенное влияние оказывает форма оплаты проезда. Наиболее надежной системой, доказавшей свою действенность на практике других территорий, является система самостоятельной покупки билета пассажирами. Она позволит получать полную статистику пассажиропотока, статистику по использованию льготных проездных билетов, а также упростит выявление безбилетных пассажиров, позволит ввести различные тарифы и скидки на проезд. В свою очередь, на основе данных по пассажиропотоку станет возможным оптимизировать график маршрутов, выявлять перегруженные направления и контролировать расходование средств городского бюджета предприятием, – пишет Геннадий Боднарчук.

Видимо, бизнесмен имеет в виду установку автоматов по самостоятельной покупке билетов. Но даже в Санкт-Петербурге такими автоматами в прошлом году оснастили только 10 троллейбусов, и то – в качестве эксперимента. Интересно, на чей успешный опыт ссылается Геннадий Боднарчук? И посчитал ли, сколько денег придется потратить предприятию на установку этих автоматов? И какой экономический эффект это принесет?

В других регионах России троллейбусы предпочитают поддерживать не такими новыми, но эффективными методами. Так, в Мурманске на 2015 год из городского и областного бюджетов на эти цели предусмотрено порядка 400 миллионов рублей, в Иваново – более 200 миллионов рублей. При этом стоимость 1 кВт электроэнергии в указанных регионах 3,07 руб./кВт*ч и 3,47 руб./кВт*ч соответственно, в то время как в Петрозаводске она составляет более 6 руб./кВт*ч.

Увы, складывается впечатление, что, несмотря на старания мэрии, Троллейбусное управление намеренно банкротят. К слову, правительство отказалось дать денег на новые троллейбусы. Не нашлось денег в бюджете и на льготные социальные именные проездные билеты для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, детей-инвалидов, чернобыльцев, ветеранов труда.

Чего удивляться – глава Карелии Александр Худилайнен публично заявлял, что не против, если маршрутки полностью заменят троллейбусы в Петрозаводске. Самый безопасный и экологичный вид транспорта может исчезнуть вместе с предприятием, где трудятся сотни людей – на радость маршрутчикам и лоббирующим их интересы политикам.

Срыв

В Петрозаводске в третий раз не состоялся конкурс на перевозки на маршруте № 9 – заседание транспортной комиссии по отбору перевозчика было сорвано из-за неявки депутатов Петросовета. Они составляют подавляющее большинство участников комиссии (четверо из шести).

Накануне заседания комиссии спикер Петросовета Геннадий Боднарчук направил письмо в адрес мэра, в котором, в частности, предложил установить «временный мораторий на открытие новых автобусных маршрутов, зачастую дублирующих троллейбусные». Геннадий Боднарчук предлагает мэрии Петрозаводска совместно с Петросоветом разработать «новую, адекватную современным социально-экономическим реалиям маршрутную сеть города с учетом нынешней транспортной ситуации, а также активной застройки новых жилых районов».

Рассмотрев обращение председателя Петросовета, мэр сообщила, что отозвать согласованное расписание движения по определенному маршруту пассажирских перевозок возможно только при нарушении перевозчиками определенных условий. Кроме того, срок окончания действия большей части договоров, заключенных с перевозчиками, – август 2016 года. Расторжение договоров без веских на то оснований будет нарушением законодательства о защите конкуренции. Глава подчеркнула, что считает возможным постепенно разрабатывать новую маршрутную сеть, которая будет введена в действие после окончания срока действия заключенных ранее договоров.

Также Ширшина прокомментировала предложение Петросовета о введении временного моратория. Она напомнила, что Положением о порядке утверждения маршрутов регулярных перевозок на территории Петрозаводска ограничено количество вновь открываемых маршрутов – не более двух за календарный год. В 2015 году были утверждены 2 новых маршрута на основании заключения транспортной комиссии, в состав которой входят депутаты Петросовета. Народные избранники присутствовали на заседаниях, принимали участие в обсуждении и голосовании.

В марте 2015 года был проведен отбор заявок перевозчиков на маршрут № 26. Вместе с тем конкурс на утвержденный с участием депутатов маршрут № 9 никак не может состояться в связи с неявкой депутатов. Отказ от проведения отбора, так же как и нерассмотрение заявок в срок, может послужить основанием для подачи жалоб в контролирующие органы. Мэр напомнила, что бездействие членов комиссии по организации транспортного обслуживания населения в связи с нерассмотрением заявок может быть квалифицировано по статье «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления».

Напомним, что новый автобус № 9 должен появится в Петрозаводске 15 августа. Маршрут автобуса: Кемская – Древлянка-8 – Сулажгора – Древлянка-8 – Кемская.