Общество «Двигатели летят чаще, чем положено»

Губерния
№25 (996) 24.06.2015

В стране проходят глобальные проверки автозаправок. Такое поручение ведомствам дал Президент России Владимир Путин.

– Я прошу Генпрокуратуру вместе с Минпромторгом проанализировать ситуацию с качеством топлива на АЗС, – сказал Путин на совещании с членами правительства в Ново-Огарево.

По мнению главы государства, на заправках происходят хищения топлива, которые ведут к тому, что «двигатели у автолюбителей летят чаще, чем положено». «Это же просто обман покупателей. И что, нет ни одного привлеченного за это?» – удивился Путин, выслушав доклад министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

По словам президента, жалобы на качество автомобильного топлива поступали к нему во время недавней «Прямой линии».

– Много нареканий по качеству автотоплива, причем как бензина, так и дизельного топлива. Я просил Росстандарт провести соответствующие проверки, они проводятся и подтверждают, что качество топлива очень часто не отвечает необходимым стандартам, – обосновал необходимость новых проверок АЗС президент.

Он также напомнил, чем разбавляли бензин в советском кино.

– Мы помним с вами известный фильм «Джентльмены удачи», там чем бензин разбавляли, помните? А у нас чем разбавляют сегодня? И мы вообще когда-нибудь сможем положить конец этой практике? – задался вопросом Путин.

Проверка автозаправок прошла в том числе и в Карелии. Выводы неутешительные: из 80 взятых проб бензина 25 не соответствовали техническому регламенту. Риск заправиться суррогатным топливом выше на маленьких заправках. Кроме того, на некоторых заправках могли недоливать бензина, на трех АЗС были нарушены пломбы – уже после поставки бензина его могли чем-то разбавлять на самой станции.

Что думают известные люди России и Карелии?

Василий Смеречук, руководитель Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

– До 7 июля у нас будет заключен договор с победителем на проведение испытаний, и после 7 июля все те организации, которые были проверены прокуратурой совместно с нашими инспекторами и на которые по результатам лабораторных исследований есть подозрения, что идет реализация топлива, не соответствующего стандартам, будут повторно проверены с испытанием в аккредитованной лаборатории. Если будет подтверждено – субъекты будут привлечены к ответственности.

Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов:

– Российское топливо? Оно не отвечает никаким нормам! Лучше всего на заправках поблизости от НПЗ, но отъедешь чуть подальше – и уже рискуешь купить суррогат. Знаете, почему наши водители покупают американские грузовики? У них двигатели под капотом спереди. Если солярка замерзла, то, пока ремонтируешь двигатель, можно бегать в кабину греться. А вот в «КамАЗах» и «МАЗах» кабина поднимается, и на морозе приходится замерзать.

Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации:

– Сколько в стране суррогата – никто не знает, потому что нет контроля. А нет контроля – нет и статистики. Компьютеры в современных движках ломаются, если залить некачественное топливо. Но точно так же сломается и старый двигатель, если дать ему «чистый» бензин. Почему? Потому что сера обладает смазывающими свойствами.

Денис Мантуров, глава Минпромторга:

– Проводятся регулярные плановые проверки, причем не только на автозаправочных станциях, это касается и нефтеперерабатывающих заводов, и нефтебаз. В прошлом году было проведено проверок по одной тысяче объектов, по 300 выданы предписания, предусматривающие административные штрафы. Меньше всего претензий к нефтеперерабатывающим заводам – они проводят полномасштабную модернизацию и в рамках четырехсторонних соглашений работа здесь ведется плановая.

Алексей Яблоков, член-корреспондент Российской академии наук, президент Центра экологической политики России:

– За последние 12 лет число машин выросло в 4-5 раз, многие из них очень плохого качества, бензин отвратительный. До 40% бензина фальсифицировано – низкие сорта бензина разбавляют всякой дрянью. Экологическое состояние страны вносит свою страшную лепту в процесс сокращения средней продолжительности жизни в России. В США численность населения стабилизирована и несколько растет, в России же она сокращается ежегодно на 1 млн – 1 млн 200 тыс. человек. По моим расчетам, 250-350 тысяч человек могли бы еще пожить, но погибают по причинам, связанным с неблагоприятной экологической обстановкой.

Дмитрий Александров, аналитик инвесткомпании «Файнэншл бридж»:

– У нефтяников нет больших стимулов забивать себе голову качеством бензина. Во-первых, продавать сырую нефть им проще и привычнее. Во-вторых, постройка НПЗ требует нескольких миллиардов долларов, и окупится он только за 7-10 лет. Для нашей страны это слишком далекое будущее. И наконец, в стране до сих пор нет налоговых стимулов выпускать качественный бензин. Не думаю, что в скором времени что-то радикально изменится при нынешних крайне неспешных темпах модернизации и строительства НПЗ. Много хорошего бензина появится лет через 10, не раньше.