Общество Компромисс по-губернаторски

Александр Фукс
№27 (998) 08.07.2015

Попробую с выходом из-за печки. Мой дядя работал оператором-постановщиком на передаче «Что? Где? Когда?». В конце 80-х несколько игр проводилось в Болгарии. И болгарские коллеги то ли из ревности, то ли из вредности как-то плохо исполняли дядины поручения. Он же отвечал за весь съемочный процесс, а они, собаки, занимались тихим саботажем. В общем, решил дядя объяснить Ворошилову причины, по которым ему не удается нормально выполнить свою работу. Но Ворошилов прервал его, сказав, что ему это не интересно. «Ты просто должен нормально выполнить свои обязанности, а не объяснять, почему у тебя не получается», – сказал он. Дядя потом говорил, что это его многому научило. Итак, выход из-за печки произведен, теперь пару слов о нас, непутевых.

Сразу оговорюсь, я рад, что прошлые выборы мэра в Петрозаводске не выиграл член правящей партии. В обстановке, когда одна партия подобно опухоли захватила все ткани государственного организма, сам факт, что в одном отдельно взятом городе эта система дала сбой, уже приятен. За последние 15 лет опухоль захватила фактически все жизненно важные органы страны. Потихоньку людей убедили, что опухоль полезна и она расползается для их же блага, так что постепенно наш общественный организм просто перестал сопротивляться. А если где и вспыхивали робкие очаги сопротивления, болезнь одолевала их с каждым годом все легче и легче.

Сначала власть побеждала оппонентов почти честно. Перед выборами она просто чаще мелькала в телевизоре и занимала собой больше газетных площадей. Тоже, конечно, не самый равный поединок, но хотя бы все-таки поединок. Однако этот метод был ненадежен и давал сбои. И тогда на смену агитации пришла фальсификация.

Это когда для надежности после дискуссии можно было, фигурально выражаясь, сзади треснуть оппонента веслом по голове. В смысле, передернуть результаты голосования. Прекрасный метод. Но, к сожалению, и он засбоил. Народ что-то заподозрил, завозмущался, принялся выбегать на Болотную, шуметь и засылать к урнам своих упертых наблюдателей. Организм предпринял отчаянную попытку побороть болезнь. Но та не сдалась и возродилась в еще более жесткой форме. На этот раз веслом по башке стали бить не после, а до. То есть убирать конкурентов с выборов еще до выборов. И фальсифицировать ничего не надо. Ни работать, ни убеждать, ни подтасовывать. Вообще ничего. Просто, удобно и никаких вариантов для случайностей. Опухоль окончательно облепила страну. И в этой обстановке именно у нас вдруг произошел сбой в системе. Повторюсь, я был очень этому рад. Я и сейчас, спустя два года, не разочарован в том, что так произошло. Печалит другое.

Печалит, что все больше и больше людей обращают внимание на то, что в городе не ремонтируются дороги. И что убирается он плохо. Что на местах трещин в асфальте понарыли дыр, а заделывать их не стали. Объясняют, что причиной тому конфликт между губернатором и мэром. Говорят о саботаже со стороны какого-то «Моста», о том, что республика не дала городу денег, о том, что опухоль пытается уничтожить любую живую клетку… Но ведь горожанам все это не интересно.

Людям надо, чтобы город убирался и дороги ремонтировались. И человек, становясь мэром, должен решать эти вопросы, а не объяснять причины, по которым ему не удалось их решить. Видимо, надо идти на компромиссы и уступать, строить отношения и договариваться, может быть, даже идти против совести, но суть работы градоначальника заключается в том, чтобы содержать город в порядке, а не бороться с «опухолью». Нет, с ней, конечно, нужно бороться, но все-таки, наверное, не мэру.

С другой стороны, губернатор точно так же отвечает за благополучие в вверенном ему регионе. А значит, ответственность за ситуацию в нашем городе в не меньшей степени лежит и на нем. Он тоже обязан искать компромиссы и идти на уступки. Тем более что он старше, опытнее и, по идее, должен, наверное, быть мудрее. Но предлагал ли он эти компромиссы? Готов ли был в чем-то уступать? Или компромисс по-губернаторски – это как в том анекдоте про жену, хотевшую на море, и мужа, мечтавшего о горнолыжном курорте? Напомню: там все поехали на море. Но мужу разрешили взять с собой лыжи.