Общество «Папа опоздал на рейс, но самолет задержали на 20 минут...»

Губерния
№35 (1006) 02.09.2015

На прошлой неделе в Прионежском районном суде Карелии начался процесс по делу о самой страшной авиакатастрофе в республике, случившейся четыре года назад. 20 июня 2011 года разбился самолет Ту-134, летевший из Москвы в Петрозаводск. Из 52 человек на борту погибли 47. На скамье подсудимых – начальник Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуард Войтовский, бывший заместитель гендиректора Петрозаводского аэропорта Владимир Шкарупа и экс-начальник авиационной метеостанции аэропорта Владимир Пронин. Весь стол судьи завален папками – дело насчитывает 64 тома. Судя по всему, разбирательство будет очень долгим – расписание судебных заседаний составлено до конца января 2016 года.

Обвинение предъявлено троим. Войтовскому вменяют «Халатность» (ст.293 ч.3 УК РФ), а Шкарупе и Пронину – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» (ст.263 ч.3 УК РФ).

В 2009 году ЗАО «Аэропорт Петрозаводск» ликвидировалось, вместо него создавали автономное учреждение Республики Карелия (АУ РК) «Аэропорт Петрозаводск». Шкарупа и Пронин подали заявку на внесение изменений в прежний сертификат по метеообеспечению полетов. А Войтовский, по версии следствия, вынес незаконное решение о переоформлении и подписании сертификата. Это, полагает СК РФ, привело к тому, что метеообеспечение полетов на аэродроме «Бесовец» велось с нарушениями и повлекло катастрофу.

Согласно версии обвинения, метеорологическое оборудование в аэропорту «Петрозаводск» было непригодным к эксплуатации, в частности, приборы для наблюдения за нижней границей облаков. По правилам безопасности оборудование должны проверять через определенный срок. В аэропорту таких проверок не было. Экс-заместитель начальника аэропорта Владимир Шкарупа, зная о том, что оборудование не соответствует правилам безопасности, ничего не предпринял. Так же, как и начальник метеослужбы Владимир Пронин.

В апреле 2011 года, за три месяца до аварии, Шкарупа подписал акт о готовности аэропорта. В роковой вечер трагедии откорректированная информация о погоде в Петрозаводске не попала в аэропорт «Домодедово», откуда вылетел самолет.

Из-за прогноза погоды трагедий не бывает?

Никто из троих подсудимых виновным себя не считает. Живут своей жизнью. Бывший директор аэропорта 59-летний Владимир Шкарупа рассказал судье, что сейчас он на пенсии и находится на послушании при Пантелеймоновском храме. 57-летний Владимир Пронин работает начальником метеослужбы аэропорта.

Как рассказал журналистам подсудимый Эдуард Войтовский, неоправдавшийся прогноз погоды не мог послужить причиной аварии. Если погода меняется, то летчики уходят на запасной аэродром. Войтовский до сих пор работает в Росавиации, руководство и коллеги его поддерживают. Он считает, что поддержка руководства – косвенный признак его невиновности. Как признался подсудимый, три года под следствием – это психологически тяжело для него и его семьи, но семья его тоже поддерживает. Выглядит Войтовский действительно неважно – видно, что последние три года дались ему тяжело.

Привлечением к уголовной ответственности Войтовского возмутился весь коллектив Росавиации (около 400 человек). В адрес Бастрыкина и Чайки улетели десятки писем – коллективных и индивидуальных, в том числе от высокопрофессиональных летчиков. Суть их: нарушение экипажем правил полетов и недостатки в организации летной работы в авиакомпании «РусЭйр» никак не связаны с сертификацией аэропорта «Петрозаводск».

– Между действиями обвиняемых и катастрофой Ту-134 нет причинно-следственной связи, – утверждают специалисты Росавиации. – К тому же за несколько часов до трагедии и после нее, несмотря на сложные метеоусловия, другие самолеты совершали и взлет, и посадку в этом аэропорту. Не говоря уже о том, что за два года, после якобы незаконной сертификации, в Петрозаводске не раз случалась плохая погода, а катастрофы – нет.

Трагедия была подстроена?

Со стороны потерпевших на первом заседании было пять человек. Всего же по делу насчитывается 60 потерпевших, среди них есть граждане Швеции, Норвегии, Туркменистана, Белоруссии, Украины. Это близкие и родные тех, кто погиб в тот роковой день. Как отметила дочь одного из погибших пассажиров Марианна Копыткова, им сложно судить, виноваты или нет в случившемся те люди, которые сейчас сидят на скамье подсудимых. Но то, что среди них нет представителей той самой авиакомпании, выпустившей самолет в последний для него рейс, их очень удивляет.

– Самое страшное, что мой папа чуть не опоздал на этот самолет, – вспоминает дочь погибшего пассажира Марианна Копыткова. – Но самолет задержали на 20 минут, и он успел. Если бы не задержали, он был бы жив. Эта мысль до сих пор не дает нам покоя.

Несколько семей приехали из Москвы, чтобы дать показания. Как считает Геннадий Софрин, который потерял в авиакатастрофе сына, виноваты в случившемся экипаж и авиакомпания.

– Если бы правый летчик выполнил требования инструкции, катастрофы бы не было. Они спокойно ушли бы в Санкт-Петербург, сели бы на запасный аэродром, и все бы были живы, – уверен Геннадий Софрин. – Это требование компании – не уходить на второй круг и на запасный аэродром, потому как это связано с деньгами. Это погоня за наживой. Подсудимые усугубили ситуацию, которая возникла у экипажа из-за сложных метеоусловий. Если бы они вовремя дали информацию, что аэродром закрыт для приема, самолет бы ушел – всего лишь навсего, – сказал мужчина интернет-изданию «Петрозаводск говорит».

Вдова генерального конструктора ОКБ «Гидропресс» Сергея Рыжова не исключает, что у кого-то могла быть заинтересованность в устранении вип-менеджеров ряда компаний, которые летели на самолете, и в том числе ее мужа. Чиновника из Росавиации Эдуарда Войтовича потерпевшая подозревает в коррупции при сертификации аэропорта, Владимира Шкарупу и Владимира Пронина – в том, что они ради сохранения своих мест по приказу сверху приняли к весенне-летнему сезону неподготовленный аэропорт.

– События катастрофические для нашей семьи, для меня это абсолютно точно. Моя жизнь абсолютно разбита. Как и жизнь моих детей, – рассказала Ольга Рыжова. – Я говорила Войтовскому: в результате ваших халатных действий вы не лишились ничего. Вы работаете, получаете зарплату, бонусы, имеете возможность отдыхать где угодно. Вы кушаете, пьете вина, смотрите на солнце, голубое небо, дышите. Вы спите с женой и так далее и тому подобное. В результате всего, что произошло, в частности, из-за халатности господина Войтовского и некачественного исполнения должностных обязанностей другими подсудимыми, у них ничего не изменилось. А у меня и нашей семьи изменилось все.