Общество А люди проходили мимо…

Губерния
№38 (1009) 23.09.2015

В Петрозаводске прошел необычный митинг «Свободный микрофон». Предполагалось, что продлится он три часа. Целью мероприятия было дать рассказать людям о проблемах, которые их волнуют. Организаторы надеялись, что обычные горожане захотят говорить, а чиновники заглянут их послушать. Не пришли ни те, ни другие.

На митинге кроме двух его организаторов присутствовали всего несколько человек. Те, кто в это время стоял на остановке, лишь изредка оглядывались на происходящее и не сильно прислушивались. Те, кто шел мимо, шли. За все время митинга приостановились не более десятка человек. При этом те, кто пришел на мероприятие и воспользовался-таки «свободным микрофоном», говорили о важном и наболевшем.

Татьяна Николюхина пришла, чтобы рассказать об актуальнейшей проблеме Заонежья в сфере образования: оптимизации школ.

– В апреле текущего года жителям Заонежья было объявлено, что будут либо ликвидированы, либо объединены школы и классы в таких деревнях, как Космозеро, Великая Нива, Великая Губа и других, – напомнила Татьяна Викторовна. Тем, кто слушал, женщина рассказала, что местные жители, вооружившись поддержкой депутатов и общественных организаций, по поводу этой оптимизации писали во всевозможные инстанции, вплоть до правительства России. Однако толку это не принесло.

– Все наши письма уходили, как вода в песок…

И тем не менее учебный год начался. Мы уже писали о том, что начался он с того, что часть родителей не привели своих детей в школу 1 сентября. Сейчас, конечно, дети занятия посещают.

– Часть школьников из села Великая Нива направлены в интернат села Толвуя. Остальные учатся в школе Великой Губы, – рассказала Татьяна Николюхина. – И на весь этот край – один единственный школьный автобус.

Автобус нормальный, а вот дорога, по которой ежедневно возят детей, находится в аварийном состоянии.

– Автобус из Великой Губы приезжает за детьми в Великую Ниву. Затем он заезжает за детьми в Космозеро, делая крюк в 8 километров, затем едет в лесхоз (это еще 4 километра) и только после этого дети попадают в школу, более чем через час. И так каждое утро. Так же они добираются обратно, – говорит Татьяна Викторовна.

Что ждет школьников осенью и зимой, женщина и представлять боится.

– А ведь у Великой Нивы был собственный школьный автобус, – отметила Татьяна Николюхина. – Но он таинственным образом куда-то исчез. Администрация района не может дать объяснений, куда делся школьный автобус… Без школы деревня не живет. Там, где закрываются школы, там разъезжаются люди. И на сегодняшний день 4 семьи со школьниками и дошкольниками уехали из Заонежья. Заонежье превращается в пустыню. Очень бы хотелось, чтобы жители Петрозаводска услышали жителей Заонежья.

Но как могут услышать те, кого нет? Так же, практически в пустоту, рассказала о проблеме своего населенного пункта и Татьяна Ромахина из деревни Суна Кондопожского района.

По словам женщины, еще в 2011 году Министерство природных ресурсов выдало лицензию на добычу гравийно-песчаной смеси в месторождении Южно-Сунское (что находится в 500 метрах от деревни) ООО «Сатурн Нордстрой».

– Это месторождение расположено в красивейшем бору, куда испокон веков люди ходят собирать ягоды, грибы и лекарственные растения. Этим и живут, – рассказала Татьяна Петровна. – В нашей деревне нет промышленности. Сейчас люди там выживают, выращивая что-то на огородах, ходят в лес за грибами и ягодами, делают заготовки и продают. В 2011 году выдали лицензию, и что вы думаете? Только в 2015 году эта компания соизволила встретиться с местным населением. К этому времени у компании уже был готов проект, сделаны изыскания. Все уже было подготовлено. Они уже готовы были входить в бор, все вырубать. Но на слушаниях, естественно, ни один человек не проголосовал «за». Мы боролись, писали письма, обращались во все инстанции, прошли все стадии, писали президенту. И ответы все были идентичными. Никому не интересно, как живут люди… А мы же не просим никакой помощи. Мы не просим, чтобы нам что-то там выделяли. Но мы требуем, чтобы у нас не забирали последнее.

Биологи, которых пригласили местные жители, подтвердили, что в их бору есть краснокнижные растения. Но это, похоже, никого не смущает.

– За нашей активисткой наблюдают полиция и ФСБ, – рассказала Татьяна Ромахина. – Они боятся, что местное население перекроет федеральную трассу. Они окружили всю нашу деревню.

Сейчас жители деревни собрали деньги и подали в суд.

– Уважаемые петрозаводчане, если кто-то слышит, давайте будем активнее. Давайте будем помогать друг другу, – призвала Татьяна Петровна.

На остановке (именно там находился народ) никто и ухом не повел.

Из петрозаводчан на митинге высказались только три человека. Из них Алексей Козлов, который заметил, что депутаты Петросовета, требуя от мэра результатов работы, не дают ей сформировать команду (путем неутверждения на сессиях замов), и организаторы мероприятия Виталий Флеганов и Алексей Трунов.

– Все, что творится у нас в Петрозаводске, в стране, в Карелии, в этом виноваты не депутаты, не Обама и не Путин, – пытался докричаться до тех, до кого мог, Алексей Трунов. – В этом виноваты вы! Вы – верховная власть страны. И вас здесь нет. Значит, вам нечего сказать. Значит, вы довольны своей жизнью.