Общество Школьные каникулы увеличат

Губерния
№39 (1010) 30.09.2015

Помощник президента РФ Игорь Левитин предложил перенести традиционное начало учебного года с 1 сентября на более поздний срок. Эту идею Левитин объяснил желанием максимально использовать так называемый бархатный сезон для увеличения туристического потока в регионах.

– С 25 августа по 1 сентября вся страна сидит в аэропортах. Я на предыдущей должности когда был (с 2004 по 2012 год он занимал пост министра транспорта РФ), все время спрашивал – почему нельзя сделать «плавучее» начало учебного года? Почему надо с 1 сентября всей стране прийти в школу? – сказал Игорь Левитин на заседании в Воронеже, которое было посвящено развитию туризма.

Помощник главы государства отметил, что, по его данным, в западноевропейских странах ради использования туристического потенциала территорий «первые звонки» в школах переносят на 15-20 сентября. Италия, Австрия, Германия уже давно сдвигают начало учебного года. Чтобы туристический поток не иссякал. Но, к примеру, в Германии нет единого закона об образовании. Не слышали там и об образовательных стандартах. Дети учатся по учебникам, которые им рекомендует школьный учитель. А он в свою очередь руководствуется собственными представлениями об учебном процессе. У каждой земли, к тому же, свои образовательные законы. В Финляндии учебный год длится с середины августа до конца мая. Во Франции страна разделена на три зоны – A, B и C, и у каждой – свое расписание каникул. Но и отдых у французских школьников короче на 2 месяца, чем у российских учеников.

А на прошлой неделе президент Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву и главам регионов до 15 ноября рассмотреть возможность установления скользящего графика начала учебного года в школах и вузах.

Ранее министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявлял, что наши дети проводят в школе меньше времени, чем их сверстники из других стран. По его словам, если сравнить нашу страну со странами с самыми развитыми системами образования, «то мы увидим, что за счет большей продолжительности каникул и праздничных дней наши дети с первого по девятый класс примерно на 15 процентов проводят меньше времени в школе, чем их сверстники». А если принять во внимание, что российские школьники учатся 11 лет, а в большинстве стран школьное обучение длится 12-13 лет, то этот разрыв возрастает до 30 процентов.

При этом директор Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова в марте этого года отметила, что ведомство получает массу писем от родителей о том, почему «дети за три месяца забывают все, что они проходили в учебном году».

Что думают известные люди России и Карелии?

Александр Худилайнен, губернатор Карелии:

– Подход к этому решению должен быть взвешенным, с учетом особенностей образовательного процесса в школах. Важно учитывать природные особенности регионов, в том числе и нашего, чьи территории приравнены к Крайнему Северу. Думаю, к обсуждению данного вопроса необходимо привлечь родительскую общественность, специалистов в области педагогики, медицины.

Александр Морозов, министр образования Карелии:

– День знаний в России неразрывно связан с датой 1 сентября на календаре и является традиционным государственным праздником уже более 80 лет. С точки зрения педагогики и соблюдения национальных традиций аргументы в пользу переноса Дня знаний на любой другой день осени не слишком очевидны. В условиях современной модернизации образования желательны и происходят изменения, которые улучшают его качественную составляющую, но требуют обсуждения нововведения, затрагивающие ценности и обычаи многих поколений. Изменение даты начала нового учебного года без предварительного обсуждения и оценки может повлечь нарушение работы образовательных организаций.

Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109:

– Во-первых, нельзя в таких вещах руководствоваться только соображениями прагматики. Есть праздник День знаний: к нему готовятся первоклашки, родители, это торжественный и трогательный день. Это важная составляющая духовной жизни России. А во-вторых, надо понимать, что учебные программы сегодня очень насыщенны. Нужно успеть все пройти за 35 недель. И любой сдвиг серьезно скажется на образовательном процессе. Говорю как эксперт: это не самая удачная идея, и никакого отношения к школе она не имеет. Да, у нас есть длительные каникулы. Но это совсем другая история. Летом можно занять детей дополнительными программами, организовать интересные практики, что мы, кстати, и делаем со старшеклассниками.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:

– Без широкого обсуждения с родителями и педагогами этот вопрос не может быть решен. Любое серьезное изменение в образовательном процессе должно преследовать внятную образовательную цель, повышать качество образования. Это важнее туризма и транспортных проблем.

Да, структура учебного года у нас отличается от других стран. Но везде свои традиции. У нас, например, весенние и осенние каникулы изначально были привязаны к половодью, устоялся такой сельскохозяйственный цикл.

Данная инициатива повлечет за собой очень серьезную перестройку учебных планов: нужно будет перераспределять нагрузку по четвертям. Реализовать ее будет сложно, а результат – не так очевиден.

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор Центра образования №548 «Царицыно»:

– Игорь Левитин дал нам всем повод для широкого обсуждения проблемы, ее нужно хорошо изучить. Это ниточка, которая может многое потянуть за собой. С одной стороны, сдвинем начало учебного года – придется сдвигать и ЕГЭ, и ГИА, и вступительную кампанию в вузах. Взаимозависимых факторов очень много. С другой стороны, летние каникулы я бы точно сократил недели на две или больше. Они у нас одни из самых длинных в мире. Тогда бы вся страна могла перейти на пятидневку, в день было бы меньше уроков. Уменьшилась бы нагрузка на ребенка.

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:

– Учебный год должен начинаться для всех обучающихся с 1 октября. Зачем мы перегружаем лето? Ведь очень мало мест для отдыха, кучность большая. А в сентябре всё пусто. Мы продлеваем лето, продлеваем возможность отдохнуть хорошо. В сентябре самое тёплое море, созревают фрукты, а мы мешаем нашим гражданам отдохнуть. Если перенесём, мы улучшим экономическое положение в стране, люди потратят деньги на отдых ещё и в сентябре, экономика получит дополнительные доходы, налоги.