Общество То ли Ширшина, то ли видение

Александр Фукс
№42 (1013) 21.10.2015

Меньше всего я ожидал встретить там ночью мэра. Ну, потому что по ночам мэры спят. Или работают. Мэры, вообще, любят демонстративно много работать. Придут в 5 утра в свою рабочую светелку, врубят свет и сидят. Это у них фишка такая, мол, обратите внимание: мы – работящие. Ты только подступишь к ним с претензией, дескать, почему дороги дрянь и во дворах Сталинград? А они тебе: «Зато мы по 20 часов в день впахиваем. Аки пчела. Паки, паки, иже херувимы». Максимум, куда мэры могут ходить, это на уборку снега на 6 минут во главе съемочной группы. А тут ночью, на читке пьесы, без свиты и телевидения. Просто так.

Дело было в фойе кинотеатра «Калевала» перед малым залом. В том месте, которое с легкой руки Наташки Ермолиной называется теперь Agriculture. Туда сейчас постепенно перетекает культурно-тусовочная жизнь нашего города. Всякие там доклады, лекции, встречи с психологом, аэробика для толстушек, уроки английского и просто место для поболтать. Даже не знаю почему, но мне всякий раз было не по пути. Зашел один раз, посмотрел, как завсегдатаи лопают вареный горох, выпил кофе с сушками да и убрался прочь. А тут вдруг читка. Да еще ночная. Да к тому же пьес, которые никогда не будут поставлены в театре. То есть все, что я люблю.

Я, правда, думал, что кроме меня там будут от силы еще несколько артистов и, может быть, пара-тройка их родственников. Ибо кому нужны читки? Это же даже не спектакль. Просто актеры в лицах читают по бумажке текст. Да, с выражением. Да, после нескольких репетиций. Но ведь без декораций, без музыки, без костюмов. Я бывал на читках и у нас, и в Вологде – аншлагов не было, а те, кто приходил, все-таки в основном имели какое-то отношение к театру. Да и в театр у нас не всегда людей заманишь. И, вообще, самым главным искусством у нас является кино. Тем более ночь. Суббота. А субботняя ночь – это время ну никак не для театралов. Это время ночных клубов, алкоголя и секса. Ну или тупо сна. Так думал я. И ошибся.

Этот чертов Agriculture был забит, словно троллейбус эпохи развитого социализма. Ну, может, чуть поменьше, но сидячих мест уже не было. Среди прочих в этой странной компании читколюбов скромно сидели женщина-городничий и женщина-депутат. Без свиты, без охраны, без телевизионщиков. Я сначала даже попытался обнаружить в этом какой-нибудь подвох, но, кажется, они пришли просто потому, что им было интересно.

А это правда было интересно. Артисты читали антиутопическую пьесу Юлии Тупикиной «Джульетта выжила». И делали это с таким удовольствием, так озорно и бесшабашно, что уже в первые две минуты они заразили зал своим настроением. В обычном спектакле нечасто удается видеть актеров в таком раскрепощенном состоянии. Здесь же с них словно сняли какие-то гири и выпустили на волю. Я видел, казалось бы, знакомых мне петрозаводских артистов в совершенно мне доселе незнакомом качестве. Клянусь, никогда я не знал, что Светлана Кяхярь может быть настолько великолепна. В одной из сцен она просто порвала зал. Разорвала его в клочья какой-то вырвавшейся из нее феноменальной экспрессией. Оказалось, что в ассортименте актрисы, приучившей за много лет зрителя примерно к одной ноте и одному тембру голоса, присутствует совершенно шикарное разнообразие приемов и красок. Дарина Шарпило оказалась не только замечательно красивой девушкой (о чем знает любой зритель театра «Творческая мастерская», видевший ее в эпизодах), но и классной актрисой. Органичной, легкой и инстинктивно удивительно точной. Причем те, кто видел репетиции читки, говорят, что к этому состоянию обе артистки пришли далеко не сразу. Не получалось, не понималось, мешали какие-то наработки. Но то ли Олегу Липовецкому (ах да, чуть не забыл, постановщиком читок является именно он) удалось найти к ним какой-то особый подход, то ли сам формат ночных бдений снимает с актеров мешающий им зажим, но получилось все в итоге потрясающе.

А каков Евгений Терских! С полгода назад Липовецкий рассказывал мне, как он жалеет, что Терских ушел из профессии. Потому что, мол, это абсолютно его. И ведь так и есть. Когда смотришь на него, понимаешь, насколько это талантливый актер. И роль-то ему досталась дурацкая. Роль идеального дистиллированного мужчины. Ни изъянов, ни изгибов, ни червоточин. Сильный, но не грубый, смелый, но добрый, уверенный в себе, но вообще не нахал, не жующий сопли и принимающий решения. В общем, гладкий, как череп Котовского – не за что зацепиться. А Терских просто существует, словно и не играет, и на него просто приятно смотреть… Очень на месте Олег Романов. И совершенно на месте сам Липовецкий. Признаюсь, в бытность его актером он нравился мне куда меньше.

Час длилась читка, а потом еще не менее часа народ обсуждал увиденное. Говорили об огурцах, о вирусах, о страхе. И женщина-депутат вносила свое слово. И мужчина-плотник. Вот только мэр куда-то подевалась. А жалко.