Политика «Жутко от того, что я могу понести наказание за то, чего не совершала»

Губерния
№43 (1014) 28.10.2015

Заместитель мэра Петрозаводска Евгения Сухорукова накануне вынесения ей приговора провела пресс-конференцию, в ходе которой ответила на вопросы, касающиеся ее уголовного дела.

– Я инициировала эту пресс-конференцию, потому что, наконец, завершилось судебное следствие по делу в отношении меня по превышению должностных полномочий в сентябре 2012 года. Многие люди обращались ко мне, в том числе и в социальных сетях, с просьбой прокомментировать это уголовное дело, – объяснила причину данного мероприятия Евгения Александровна.

Напомним: Сухорукову сейчас судят за то, что, будучи заместителем главы администрации Прионежского района, она якобы умышленно незаконно перевела особо ценные земли сельхозназначения в местечке Ерошкина Сельга под дачное строительство, в результате чего окружающая среда будто бы пострадала на 57 миллионов рублей.

Считают законным

Евгения Александровна рассказала о том, что решение о переводе земель Ерошкиной Сельги под дачное строительство было принято до того, как она пришла на работу в администрацию. И принято это решение было специалистами, на комиссии, единогласно.

– На моем столе был пакет документов со всеми визами, со всеми согласованиями, – акцентировала внимание присутствующих Сухорукова. – Физически руководителю любого учреждения невозможно быть специалистом во всех областях права. Это нормальная процедура, когда специалисты готовят рабочий документ, согласовывают его со всеми специализированными отделами, решают какие-то рабочие моменты, а потом приносят документ на подпись. Для этого и существуют специализированные отделы, а в них специалисты. За те действия, которые они совершают, они несут персональную ответственность. Что я должна была сделать? Перепроверить полугодовую работу своих специалистов? Или я не должна была подписывать этот документ?

Евгения Александровна напомнила, что в суде все свидетели, имевшие отношение к указанному постановлению, заявили о том, что до сих пор считают его законным и обоснованным.

Сухорукова недавно узнала о том, что все ее телефонные разговоры долгое время прослушивались. Она отметила, что в деле есть документ с распечаткой телефонного разговора с мамой, из которого четко следует, что в ее действиях не было умысла.

– ФСБ слушала мои телефонные разговоры, начиная с декабря 2013 года. А я четко помню, что как только я узнала, что в отношении меня возбуждено уголовное дело, я начала звонить сотрудникам администрации Прионежского района, выясняла, что это за земельный участок, спрашивала, что это за «Ерошкина сельга». И я уверена, что в этих телефонных переговорах есть все доказательства отсутствия моей вины, но почему-то ни правоохранительными органами, ни Федеральной службой безопасности эти доказательства не были представлены. Сегодня я подписала запрос в Управление ФСБ с просьбой предоставить мне все телефонные разговоры в течение шести месяцев с момента начала прослушивания. Надеюсь, мою просьбу удовлетворят.

Угрозы

Евгения Сухорукова коснулась на пресс-конференции очень важного момента. А именно: почему возникло это уголовное дело?

– Это мое мнение, – сразу оговорилась Евгения Александровна. – Я считаю, что уголовное дело возникло в связи с тем, что я являюсь сторонником политической партии «Яблоко». Я неугодна Главе Республики Карелия Худилайнену Александру Петровичу и первому заместителю главы Олегу Юрьевичу Громову.

Рассказала Сухорукова и о том, почему она считает именно так:

– Работая в администрации Прионежского муниципального района в должности заместителя главы администрации, меня в свою бытность пригласил на разговор Александр Худилайнен. Из этого разговора я поняла, что он не против видеть меня в своей команде. Я озвучила, что мне нравится моя работа и меня все устраивает.

Однако первый, по-настоящему серьезный конфликт у самой Евгении Александровны с командой губернатора, по ее словам, возник в сентябре 2013 года, когда она исполняла обязанности главы администрации. Это был разгар предвыборной гонки. Ей позвонили из администрации главы республики.

– Ко мне обратились с просьбой предоставить помещение для проведения совещания по майским указам, – вспоминает Сухорукова. – Естественно, какая может быть реакция у исполняющей обязанности? Началась подготовка к этому совещанию!

А через некоторое время к Сухоруковой пришла начальник отдела Управления образования и поинтересовалась, что это за агитационное собрание должно состояться в стенах Прионежской мэрии?

– Я задала ей вопрос: «Почему вы так решили?» На что было сказано: «Поступают звонки от Правительства Республики Карелия с просьбой организовать присутствие всего педагогического состава Прионежского муниципального района на встрече с одним из кандидатов на должность главы района. Но как исполняющая обязанности главы администрации я не могла предоставить помещение для агитационных целей. Это было озвучено сначала сотрудникам аппарата главы республики, а затем и Олегу Юрьевичу Громову. Он неоднократно звонил мне в тот день с просьбой все-таки выделить помещение, а во время последнего разговора сказал, что сделает все, чтобы Сухорукова Евгения Александровна не занимала больше должности ни на муниципальной, ни на государственной службе.

– И самое удивительное, что был сделан акцент на том, – голос Сухоруковой заметно дрогнул, и она поспешила объяснить: – Я – мама и я, конечно, на все это реагирую. Он посоветовал мне не забывать о том, что у меня маленький ребенок.

Помещение для агитации Евгения Сухорукова так и не предоставила. А спустя некоторое время ее пригласила на работу выигравшая выборы главы Петрозаводского городского округа Галина Ширшина. Евгении Александровне была предложена должность председателя Комитета экономики и инвестиционной политики.

– Я, к сожалению, или, может быть, к счастью, не знала о разговоре Галины Игоревны с Олегом Юрьевичем Громовым по поводу моей персоны, – рассказала Сухорукова. – Олег Юрьевич озвучил Галине Игоревне, что он против назначения меня на должность председателя комитета и что если это произойдет, через два месяца я уже буду сидеть.

В ноябре депутаты утвердили Евгению Сухорукову на должность заместителя главы Петрозаводска, а в декабре уже было возбуждено уголовное дело.

«Конечно, мне страшно!»

– Я не витаю в облаках, – призналась заместитель мэра. – Я прекрасно понимаю и осознаю всю тяжесть вменяемого мне преступления. Прокурор просил суд назначить мне наказание в виде реального лишения свободы и арестовать меня в зале суда как особо опасного преступника, забрать у меня малолетнего ребенка и отдать его на попечение моим родственникам. Я – женщина. Я – мать. И, конечно, мне страшно! Мне жутко от того, что я могу понести наказание за то деяние, которое я не совершала. Но я сделаю все возможное, чтобы доказать, что я не виновна во вменяемом мне преступлении.

Евгения Александровна не стала говорить о своих предположениях относительно грядущего приговора, обмолвилась лишь о том, что в свете последних событий он может быть любым.

Страшно не только Сухоруковой. Страшно и сотням (а может, и тысячам) людей, переживающих, что за решетку может отправиться невиновный человек. В одной лишь «Группе поддержки Сухоруковой» в социальной сети «ВКонтакте» без малого тысяча человек. А сколько людей ее знают лично и уважают! Не удивительно, что сторонники Сухоруковой подали заявки на проведение сразу двух митингов в ее поддержку.

2 ноября Евгении Сухоруковой будет предоставлено право выступить в суде с последним словом. Потом – приговор. Граждане, следящие за ходом процесса и обеспокоенные судьбой Сухоруковой, решили выйти на митинг и поддержать Евгению Александровну. Поданы заявки на проведение двух мероприятий. Первый митинг состоится еще до вынесения приговора – 1 ноября. Второй – независимо от вердикта – после суда, 7 ноября. Ведь это дело, считающееся политическим, – важное свидетельство тяжелейшей ситуации, сложившейся в Карелии. Уголовные преследования по политическим мотивам не должны оставаться без внимания, о них должна знать вся Россия, включая президента Путина.